Нужно ли финансово поощрять ребёнка за оценки? И как его не испортить карманными деньгами? Об этом «АиФ» спросил у экспертов.
Постриг газон - получи пять долларов
Доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Роман Демьянчук:
- Многое зависит от того, в условиях какой культуры растёт ребёнок. Например, в скандинавских странах широко распространена практика выдавать детям средства на карманные расходы, практически не контролируя их. В США финансово поощряют полезную работу по дому: подстриг газон - получи пять долларов. В южных регионах России также есть давняя традиция дарить деньги в честь праздников или семейных встреч.
Социально-психологические эксперименты показывают: регулярное денежное поощрение за хорошие оценки, учёбу, работу по дому - не лучший способ мотивирования. Например, в ходе одного из них детям выдавали деньги за чтение, желая добиться интереса к книгам. Но когда платить прекратили, они стали читать ещё меньше, чем до начала эксперимента. То же самое произошло и с хобби - испытуемые начинали воспринимать его как оплачиваемую работу.
Однако и лишать детей денег в современных условиях недальновидно - они должны научиться ими распоряжаться. Как минимум, нужно объяснять значение купюр и возможности их использования, учить соизмерять свои желания и возможности. Можно использовать наглядные примеры из книг и мультфильмов. Брать малыша с собой в магазин не только в качестве наблюдателя, но и человека, который участвует в планировании бюджета, сравнивает цены, вникает в механизм оплаты товаров. Когда ребёнок достигнет определённого уровня личностной зрелости, можно начать выдавать ему деньги. Поначалу, чтобы он самостоятельно оплатил мелкие покупки по заданию родителей. Затем - на карманные расходы.
Большие суммы стоит исключить. Денег должно быть ограниченное количество, что позволит научиться делать правильный выбор. Доверяя детям деньги, стоит сохранять ненавязчивый контроль над их тратами - что они купили и почему. Ребёнок, с которым установлены доверительные отношения, в большинстве случаев сам с удовольствием расскажет, чем он занимался и что приобрёл. К сожалению, сегодня порядка 80 % подростков испытывают дефицит общения с родителями, в особенности с отцами, которые выступают в качестве значимого примера поведения, в том числе финансового.
У ребёнка есть право на ошибку
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Мария Галимзянова:
- Знакомить детей с деньгами, включать в процесс покупок и тем самым развивать финансовую грамотность очень полезно. Это касается и карманных денег, которые обычно начинают выдавать с переходом к школьному обучению. Хорошо, если удаётся выделять небольшие суммы регулярно - 1-2 раза в неделю. Пусть будет горстка монет или возможность забрать сдачу в определённых ситуациях, но с ними ребёнок будет чувствовать себя свободнее.
Можно заранее оговорить покупки: еда в столовой, экскурсии, подарки. Дайте ребёнку право на ошибку - ничего страшного, если сначала он потратит всё на сладости, а не на полезную вещь. Разговаривайте, объясняйте, что деньги - это ценность, но не ключевая. Это просто ресурс, которым нужно грамотно распоряжаться. Если с детьми не говорить про деньги вовсе или, напротив, слишком муссировать тему - это может негативно отразиться на финансовом поведении молодёжи в дальнейшем. Но, обсуждая их, родители могут навязывать разные установки на всю жизнь: «бедные, но гордые», «не в деньгах счастье», «деньги уплачены - надо есть»... Во многих семьях пытаются мерить деньгами любовь - «если ты меня любишь, подари колечко/айфон» или выбор профессии - «работа должна быть высокооплачиваемая».
Что касается денежных подарков, то делать их подросткам вполне приемлемо. Они нередко скапливают внушительные суммы и тратят их на полезные вещи. В моей практике были случаи, когда подростки оплачивали психологические занятия и себе, и родителям.

Материализм и духовные потери
Профессор, главный детский специалист-психиатр Минздрава в СЗФО, руководитель отделения детской психиатрии НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева Игорь Макаров:
- Я против чрезмерного материализма в отношениях с детьми. Действительно, во многих странах с юного возраста приучают к финансовым делам. Такая традиция есть в США, Англии, Франции… Становясь взрослыми, они меньше попадают в тяжёлые кредитные истории, реже теряют квартиры или оказываются в полной нищете. Но при этом нередко несут духовные потери и ставят финансовую состоятельность во главу всех отношений.
Сегодня такие семьи нередки и в России: родители служат «золотому тельцу», говорят только о деньгах, а отношения строят на голом материализме. И дети в точности повторяют их поведение. Поэтому лично я бы детей глобально деньгами не поощрял и подарки ими не заменял. При этом небольшие суммы на карманные расходы вполне приемлемы. И здесь надо исходить из социальной и психологической зрелости ребёнка. Один уже в 7-9 лет вполне самостоятелен и сможет распорядиться выданной суммой рационально, другой и в 16 к такому не готов.
И, например, может начать покупать подарки сверстникам в надежде приобрести новых друзей и прочее. К слову, личный пример родителей поможет уберечь ребёнка и от финансовой соревновательности в школе. Если в семье есть более важные ценности, чем автомобили и телефоны последних моделей, школьник не будет воспринимать их отсутствие как трагедию.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть