Примерное время чтения: 7 минут
2122

Город и маршрутки. Надо ли избавляться от коммерческого транспорта?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и факты - Петербург 07/12/2016
Ольга Запорожцева / АиФ

24 ноября на Колпинском шоссе рядом с жилым массивом Славянка съехала в кювет и перевернулась маршрутка, полная пассажиров. Серьёзно пострадали 4 человека, из опрокинувшегося автобуса людям помогали выбраться проезжавшие мимо автолюбители. Что побудило 57-летнего водителя съехать с дорожного полотна, неизвестно. Ясно лишь, что маршрут К-174, который едет от Купчино до Славянки, нелегальный.

Спустя всего пять дней на проспекте Ветеранов загорелся микроавтобус № 234 уже официального перевозчика, пассажиры едва успели спастись.

Эти случаи говорят о том, что ДТП может произойти как с легальным, так и с незаконным транспортом. А что думают горожане?

Что за преимущества?

Микрорайон «Славянка». Здесь «одну поляну» делят как теневой бизнес, так и заключившие контракт на перевозку со Смольным. Подпольный маршрут К-174, например, дублирует законный К-354. Здесь же курсирует К-180, он перевозит людей от Пушкинского вокзала до дальней окраины Славянки. На остановке - очередь из пассажиров. Удивительно, но все они - за нелегальных перевозчиков.

«Ой, только не пишите про них плохо, - умоляет студентка-второкурсница Вероника Фролова. - Неофициальные маршрутки чаще ходят, а если перед железнодорожным переездом пробка, они могут объехать затор. Это же так важно, когда опаздываешь на лекцию!»

Справедливости ради стоит отметить, что на маршрутах К-174 и К-180 ходят новые и комфортные микроавтобусы, стоимость проезда на них составляет 20 рублей, что на 10 рублей дешевле, чем в остальных автобусах.

«Главный плюс нелегалов - они ездят до полуночи, а не до 11 часов, как официальные перевозчики, - говорит житель Славянки Василий Чипижин. - Для меня, как и многих работающих людей, это очень важно. Да и управляют автобусами водители, в целом, аккуратно. То, что маршрутка улетела в канаву, хочется верить, просто досадная случайность».

Случайность или нет, предстоит выяснить правоохранительным органам. Отметим, что на всех нелегальных маршрутах работают гастарбайтеры из азиатских стран. Они почти не говорят по-русски и наотрез отказались с нами общаться.

Неужели ничему не научились?

Нелегальные перевозчики по традиции быстро обосновываются на застраивающихся
окраинах города, где социальный транспорт не всегда справляется с пассажиропотоком.

«Мы обращались в профильные комитеты и администрацию Пушкинского района, - поясняет Руслан Тихомиров, глава МО «Посёлок Шушары». - Но бюрократическая система не успевает реагировать на бурный рост района. Город опирается на данные о прописанных в домах людях, но они сильно расходятся с реальностью. В итоге комитет по транспорту не может обосновать потребность в маршрутах и отказывает муниципалам в заявках».

Нелегалы же умело пользуются сложившейся ситуацией, маскируются под официальный транспорт. Но есть такие, которые не утруждаются сделать и это.

Как, например, в Кудрово. Там от пересечения Каштановой аллеи и Ленинградской улицы стартуют микроавтобусы вообще без опознавательных знаков. На вид «Фордам», перевозящим тысячи пассажиров, лет по 20. Они скрипят, дымят, рассыпаются на ходу. На машинах нет ни номера маршрута, ни таблички с информацией о конечных остановках, внутри отсутствуют данные о стоимости проезда. Но все пассажиры, быстро занимающие свободные места, и так знают, что она составляет 30 рублей.

«Эти автобусы - порой единственная возможность выехать из Кудрово, - сетует местный житель Константин Ефремов. - Если ждать официального автобуса, это может растянуться на час! А люди опаздывают утром на работу и вечером хотят поскорее приехать домой. Да, ездить на этих развалюхах опасно, но что делать».

Услугами подпольных маршруток пользуются тысячи людей, ведь в разрастающихся жилых массивах серьёзно отстаёт социальная инфраструктура, и горожане, переезжающие в новостройки, часто оказываются в настоящей блокаде: транспортной и социальной. Если опираться на опыт нового микрорайона рядом с Лахтинским разливом, то Смольному потребовалось почти 5 лет, чтобы наладить там социальную инфраструктуру. Из-за этого ветераны, получавшие там жильё по президентскому указу, просто отказывались от квартир. Нынешние новосёлы Славянки, Кудрово, Девяткино, Петергофа столкнулись с теми же проблемами.

Периодически правоохранительные органы проводят рейды против нелегалов, но особых результатов они не приносят. За последние полгода власти арестовали 100 машин, которые развозили людей, игнорируя закон. Все они отправлены на штрафстоянки, водителей оштрафовали на 50 тысяч рублей. Но на следующий же день незаконные автобусы снова были на рейсе. Благо, спрос есть.

Комментарий

Как от них избавиться?

Арсений Афиногенов, транспортный аналитик фонда «Городские проекты»:

- Маршрутка - это такой хитроумный транспорт, который перевозит пассажиров вне регулируемого тарифа и останавливается где попало. Он хорош своей гибкостью - запустил/отменил без всяких последствий и бюджетных трат. Остальное - сплошные минусы.

Обычно они работают на популярных направлениях, дублируют маршруты общественного городского транспорта и таким образом «уводят» у него пассажиров. Например, есть коммерческий автобус К-7 на Садовой улице. Их водители по системе «Глонасс» отслеживают путь трамвая № 3 от конечной станции, выезжают за несколько минут до него и собирают всех пассажиров. Плюс коммерческий транспорт подолгу стоит на остановках, просто не давая городским автобусам и троллейбусам подъехать. Москва сейчас фактически избавляется от маршруток, и я считаю, что Петербург должен пойти по тому же пути. Сначала нужно отменить только дублирующие рейсы, одновременно увеличив пропускную способность муниципального транспорта за счёт покупки новых автобусов и создания выделенных полос. В принципе, комитет по транспорту Санкт-Петербурга это и собирается сделать. От параллельных коммерческих маршрутов начнут избавляться уже в следующем году.

Мнение эксперта

Чем отличается нелегал?

Владимир Побижан, заместитель начальника Управления контроля городского и пригородного пассажирского транспорта СПб ГКУ «Организатор перевозок»:

- Нелегальными маршрутками пользоваться просто опасно. Во-первых, неизвестно, как часто транспортные средства проходят требуемые техосмотры и ремонты (и проходят ли вообще). То же можно сказать и про санитарное состояние автобусов. Во-вторых, нет гарантии, что их водители здоровы и адекватны. В то время как работники официальных перевозчиков проходят медосмотр ежедневно перед началом смены. В-третьих, у них нет договоров о страховании перевозок пассажиров, и в случае происшествия пострадавшим никто не выплатит компенсацию.

Как определить, что перед вами «нелегал»? В нелегальных маршрутках не принимают к оплате электронные билеты «Подорожник», соответственно нет и валидаторов. Не найдёте вы там и плакатов с данными перевозчика, номерами телефонов и прочей информацией для пассажиров. Нередко незаконного перевозчика можно опознать и не заходя в салон. Например, когда вы видите, что на остановке стоит микроавтобус с табличкой «заказной», а на самом деле идёт обычная посадка людей. Кроме того, можно позвонить в информационно-справочную службу по работе городского транспорта по телефону 576-55-55 и выяснить, есть ли у этого перевозчика разрешение.

Мы не рекомендуем петербуржцам использовать для передвижения микроавтобусы, работающие на маршрутах № К-545А, К-174, К-180.

И просим всех горожан обращать внимание на микроавтобусы, которые они выбирают
для передвижения по городу.

В случае если есть подозрения, что на каком-либо маршруте осуществляются нелегальные перевозки, - просим звонить на тот же телефон информационно-справочной службы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах