Первые армяне появились в городе на Неве почти сразу после его основания. В 1710 году они официально создали свою общину. Сегодня в Петербурге работает региональная армянская национально-культурная автономия, действуют два храма Армянской апостольской церкви, созданы множество национальных творческих коллективов.
«Армян как возможно приласкать»
Армяне издавна соседствуют с русским народом. Так, согласно историческим данным, представители этой нации появились в Санкт-Петербурге почти сразу после его основания. Первыми, конечно, были купцы – еще отец Петра Великого, Алексей Михайлович, переманивая армянских торговцев шелком, давал им многочисленные торговые льготы в случае транзитной торговли через территорию России, и появившееся «окно в Европу» привлекло в город на Неве множество оборотистых купцов из Закавказья. Уже в 1710 году они создали свою общину, и это всячески приветствовалось российской властью. В указах Петра I от 1711 года говорилось следующее: «Персидский торг умножить, и армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда» и «С алмазов и со всяких разных камней и с жемчугу, который будет у них армян в привозе, пошлин не имать, для того, что тем облегчением в привоз таких вещей для умножения в Московское Государство». Как посчитали историки, 80% торговых сделок в то время проходили через армянских купцов.
Подобная благожелательность власти объяснялась не только экономическими, но и политическими причинами – Армения была одним из древних христианских государств на преимущественно мусульманском Востоке, поэтому Петр Первый видел в армянах естественных союзников Российской империи.
Каменная церковь
В начале 1730-х годов на Васильевском острове в районе Среднего проспекта располагалась Армянская улица: сначала земля принадлежала Луке Ширванову, а потом другому армянскому купцу и известному ювелиру Артемию Шериману. Армянская улица была в двух шагах от пристани, кроме того, здесь находилась и первая армянская церковь Петербурга. К сожалению, сейчас этого храма нет – он был деревянным и вскоре после возведения сгорел. В итоге только через 30 лет по челобитной главы армянской общины Ивана Лазарева (Ованеса Лазаряна) и по устному повелению Екатерины II армянам разрешили построить собственную каменную церковь. Ею стала известная сейчас церковь Святой Екатерины на Невском проспекте.
«Сейчас это самый центр Петербурга, но тогда была окраина города. Почему церковь решили построить именно здесь, напротив Гостиного двора, сказать тяжело. Но вы можете обратить внимание, что рядом находится Казанский собор, а перед ним располагается лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе). Петербург с самого начала был многонациональным и многоконфессиональным городом», – заметил в беседе с изданием священнослужитель Армянской апостольской церкви Святой Екатерины отец Гевонд.
Возвели храм по проекту архитектора Юрия Фельтена, который помогал Растрелли в строительстве Зимнего дворца. Обошлись работы в 33 тыс. рублей, бóльшую часть из которых – 30 тысяч – пожертвовал Иван Лазарев. Он же – Ованес Лазарян, который с 1764 года был ювелиром императорского двора и слыл одним из богатейших людей екатерининской эпохи.
Известно, что и сама императрица частенько посещала новый храм. С 1800 года при церкви стала функционировать армянская школа, а с 1812-го – и постоянная типография. Сегодня храм Святой Екатерины на Невском проспекте является не только центром Армянской апостольской церкви в Северной столице, но и популярной городской достопримечательностью.
«Посещение исторических объектов туристами – часть культурной жизни Петербурга. Иногда к нам заходят даже не путешествующие, а просто любопытные люди, которые проходили мимо и заинтересовались. Ничего плохого в этом нет, ведь для этого и существует церковь, она открыта для всех», – считает отец Гевонд.
Вместе с петербуржцами
Сколько на данный момент проживает армян в Петербурге, сказать точно никто не может – по официальным данным, примерно 25–30 тысяч, но это число не учитывает тех, чьи предки приехали в город на Неве несколько поколений назад, и кого с полным на то основанием можно называть коренными петербуржцами. Любопытно, что если при начале строительства города в Петербурге селились в основном армянские купцы, то к концу XIX– началу ХХ веков до 90% представителей армянской диаспоры в городе на Неве составляли представители интеллигенции: ученые, преподаватели, журналисты.
После трагических событий, связанных с распадом Советского Союза, численность петербургских армян снова выросла. К примеру, помощник председателя региональной армянской национально-культурной автономии Ваган Бабаханян родился в Тбилиси, однако его семья была вынуждена переехать в Россию. И сейчас он занят общественной работой, что не очень просто – формирование национальных автономий сложный процесс. В советское время такого понятия, к примеру, попросту не было, и поэтому многое приходится делать впервые.
«Даже слово община, если и говорили, то имели в виду или официальную церковь, или сектантов. Сегодня мы работаем в области культуры, образования, просвещения и гармонизации отношений с иными народами. Между тем в других государствах, за пределами СНГ, где создание армянских общин – традиция (некоторым более 200 лет), они очень развиты и полноценно функционируют. Пытаемся заимствовать лучший опыт», – рассказал Бабаханян.
Сейчас армянская община активно участвует в жизни региона. В начале сентября, к примеру, армяне побывали на этнофестивале, который проходил в Волхове. А в конце месяца поучаствовали в мероприятиях, связанных с проходившим в Петербурге Кубке Петра Великого по прыжкам на батуте. В Северной столице мерялись силами спортсмены России, Белоруссии, Армении, Узбекистана и Египта. Армянская община поддержала мероприятие и организовала для участников экскурсии по городу.
Сегодня в Петербурге работает ряд учебных заведений, непосредственно связанных с армянской общиной. Так, в Доме Армянской церкви, где сейчас находится комитет по культуре, располагается воскресная школа. Школа при общине открыта в Пушкине. Там преподают не только язык, но и историю, а также народные танцы. Еще одно образовательное учреждение, которое формально не является армянским, но в нем также можно изучать язык, так как основали его именно выходцы из Армении, – это частная гимназия, которая располагается на углу улицы Некрасова и Баскова переулка.
Не игнорируют петербургские армяне и актуальные события, происходящие в стране. В частности, по словам Вагана Бабаханяна, армянская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга взяла шефство над 1-м Военно-морским Госпиталем, куда доставляют раненых бойцов из Донбасса. Представители общины привозят им еду, одежду и все необходимое. Также для пациентов они организовывают концерты.
«Все-таки между армянами и русскими всегда был такой объединяющий фактор, как христианская культура. Поэтому армяне комфортно себя чувствуют здесь, а русские – в Армении. Исторически мы всегда были вместе. Сегодня я патриот и Армении, и России. У армян с русскими очень крепкие и тесные отношения, которые не разрушит никакая политическая ситуация», – уверен Ваган Бабаханян.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.