«Хватит ребячиться, ступайте царствовать!»
Начало и окончание правления Александра I сопровождалось беспокойными событиями, окруженными слухами и тайными заговорами. Одни историки усматривали в этом причино-следственные связи, а другие – даже мистические совпадения.
Старший сын Павла I - Александр - взошел на престол после убийства отца, которое произошло в Михайловском замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Официальной версией смерти Павла, которая была в ходу до революции, был инсульт.
Однако доподлинно известно, что в ту роковую ночь в спальню к императору ворвались 12 офицеров. Избив монарха, они задушили его шарфом. В момент совершения преступления его сын Александр не спал. Вместе с супругой он ждал вестей от заговорщиков и был готов в любой момент выйти на публику, чтобы официально сообщить о смене правителя в стране. Правда, по некоторым данным, он не знал, что офицеры собираются не просто требовать отречения от престола у опостылевшего самодержавца, но намерены устранить его физически.
Когда граф Петр Пален зашел к нему в комнату и сообщил о смерти отца, Александр заплакал. «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!» - отрезвил его ответ Палена, который до этого долгие годы пользовался неограниченной милостью Павла I, но все же сыграл одну из главных ролей в заговоре против него. Александр собрался с силами и появился перед войсками, чтобы сообщить, что его батюшка умер от апоплексического удара.
Стоит отметить, что любые намеки на то, что смерть Павла имела насильственный характер, жестоко пресекались. И это понятно, так как к его сыну, унаследовавшему бразды правления, сразу же было бы приставлено нелестное определение «Отцеубийца». Но этого не произошло. Александр I, прославившийся не только своими реформами, но и религиозностью, наоборот получил в народе прозвище Благословенный.
Во власти мистиков
Увлечение религией пришло к Александру во время нашествия Наполеона на Россию. Чтением страниц Апокалипсиса его увлек Александр Голицын, его доверенное лицо, с которым он был близок до конца своих дней.
На Голицына же, по мнению историков, оказывал большое влияние Родион Кошелев, который при Павле I служил чрезвычайным посланником и полномочным министром в Дании. Они часто молились втроем и обсуждали вопросы религии. В 1813 году Кошелев и Голицын даже создали Библейское общество, целью которого было распространение и перевод Библии на территории Российской империи.
Увлеченность императора экзотическими течениями в христианстве настораживала представителей православной церкви, которые видели в том же Кошелеве «придворного ласкателя».
«Сей вельможа хитрый, пустосвят, лицемер, придворный ласкатель, прибрав к себе в руки министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына, более всех в своё время сделал вреда и зла церкви православной и духовному сословию», - писал о Родионе Александровиче его современник архимандрит Фотий.
Но Александр I доверял тому и долгие годы сохранял с ним дружеские отношения. Известно, что именно Кошелеву он показывал в первую очередь свои манифесты и тексты речей, которые тот мог редактировать на свое усмотрение.
Лишь в последние два года жизни Александра власть мистиков над ним несколько ослабла. Это стало следствием подковёрной борьбы, которая длилась несколько лет и завершилась полной победой официальной церкви. В итоге все масонские общества были распущены, а князь Голицын отправлен в отставку.
Апатия и отречение
Последние два года жизни императора, по воспоминаниям приближенных лиц, были для него простыми. Отдаление от него мистиков, с которыми от был близок долгие годы, смерть внебрачной дочери Софьи, рожденной его фавориткой Марией Нарышкиной, разрушительное наводнение в Петербурге в 1824 году - все погрузило императора в самое печальное расположение духа. Он поговаривал о своем желании удалится от дел и отречься от престола.
Тяготился он этим недолго. 19 декабря 1825 года он умер в Таганроге от горячки. Ему было 47 лет - всего на один год больше, чем его отцу, когда того убили заговорщики.
Скоропостижная смерть императора породила множество легенд. По одной из них, Александр I, которого мучили угрызения совести после убийства отца, инсценировал свою смерть, чтобы начать отшельническую жизнь. Позже появилась версия, что Александр I - это прославившийся в Сибири старец Фёдор Кузьмич.
Первое упоминание о старце появилось 4 сентября 1836 года, когда того задержали как бродягу. На теле старика были видны следы кнута, но об обстоятельствах, при которых он получил травмы, Фёдор Кузьмич молчал. Его сослали в Сибирь. Во время эпатирования Фёдор заботился о больных заключенных и смог расположить к себе конвоиров.
Несколько лет он прожил в деревне Зерцалы в районе Томска. Известно, что жители села Зерцалы в начале XX века хранили у себя в часовне якобы оставленные Фёдором Евангелие, Киево-Печерскую икону Божией Матери и «раскрашенный вензель на бумажном листе, изображающий букву «А», с короной над ней и летающим голубком вместо горизонтальной перемычки в букве».
Вопрос о том, что Александр I и старец Федор Кузьмич - один и тот же человек, не закрыт и по сей день. Так, президент русского графологического общества Светлана Семёнова уже в наши дни высказала мнение, что почерки Александра I и Фёдора идентичны.
Кроме того, якобы в 1921 году вскрытие гробницы в Петропавловском соборе показало, что тело Александра I отсутствует. Однако позже советский астрофизик Иосиф Шкловский высказал предположение, что останки императора могли быть просто выброшены вандалами, которые потревожили могилу в поисках драгоценностей. Именно эта участь постигла тело графа Алексея Орлова-Чесменского, чьи кости были брошены в канаву.