Примерное время чтения: 8 минут
1307

Камикадзе на колёсах. Как журналист прокатился на велосипеде по Петербургу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Аргументы и факты-Петербург 10/06/2015
На дороге страшно за велосипедистов, а на тротуаре - за пешеходов.
На дороге страшно за велосипедистов, а на тротуаре - за пешеходов. / Ирина Сергеенкова / АиФ

Уже лет 10 в Северной столице идут жаркие споры: создавать ли условия в центре города для велосипедистов, оборудовать ли специальные дорожки?

Чиновники то встают на сторону любителей двухколёсного средства передвижения, то разговоры утихают, заявленные планы забываются, на авансцену выходят противники идеи, которые заявляют, что надо бы вообще штрафовать тех, кто выехал на велосипеде на Невский проспект. На днях прозвучало сразу два диаметрально противоположных предложения. Сначала в Смольном предложили оборудовать велодорожки из Купчина в центр города. А затем движение «За безопасность» выступило с заявлением запретить велосипедистам кататься по центру Петербурга. Чтобы понять, кто прав, мы посадили нашего корреспондента на двухколёсного друга. 

Лёгкая прогулка

В велопрогулках я не новичок. Стартовать решил из Пушкина, чтобы по полной нагрузить организм и прочувствовать ситуацию - как на окраинах города, так и в центре. Первые впечатления от поездки - суперпозитивные. Пушкин и Шушары соединяет Витебское шоссе, оно предназначено не только для автомобилистов, но и для любителей велосипедов. Отлично оборудованная велодорожка длиной 10 километров помогает ощутить все прелести здорового образа жизни.

Главное, что ехать там абсолютно безопасно: проезжая часть находится за прочным металлическим заграждением, поэтому не нужно бояться, что тебя подрежет какой-нибудь нерадивый водитель. Мне повезло, ветер дул прямо в спину, поэтому неблизкая поездка показалась лёгкой прогулкой.

Первые проблемы возникли, когда я на крыльях ветра «влетел» в Шушары. Под колёса мне бросилась девушка, которая переходила дорогу на пешеходном переходе. Я не видел её, потому что она скрывалась за остановившимися машинами, а девушка не предполагала, что на её пути может встретиться велосипедист. Хотя прямо на тротуаре был нарисован двухколёсный, то есть правил я не нарушал. Вслед понеслись нелицеприятные выражения, хотя дама отделалась лишь лёгким испугом. Кстати, на этой оборудованной трассе я не встретил ни одного велосипедиста.

 Фото: www.globallookpress.com

Первая опасность

При въезде в город с окончанием велодорожки комфортные условия закончились. Пришлось выезжать на проезжую часть и двигаться в потоке машин. Верчу головой так, что сразу заболела шея. Добравшись до метро «Купчино», решаю перебираться на сторону Фрунзенского района. Конечно, можно было бы попробовать доехать до центра по Витебскому проспекту, но это больше похоже на самоубийство. Ведь там большегрузные фуры, двигаться по этой трассе смертельно опасно. 

На Малой Балканской - первые «прелести» езды по мегаполису. В нос бьют выхлопные газы, в глаза летит пыль. Машин ещё не очень много, но вот что любопытно: водители-мужчины с запасом объезжают велосипедиста, а женщины ни на миллиметр не сдвигаются с намеченной траектории.

На улице Димитрова появляются припаркованные автомобили, поэтому приходится опасно выруливать на проезжую часть. А вот и настоящее препятствие: переход-креветка на пересечении Будапештской и проспекта Славы. Спешиваюсь и долго-долго перехожу по этому неудобному надземному переходу.

Там же, на Будапештской, попадаю в аварийную ситуацию. Водитель резко паркуется, подрезая меня. Экстренно торможу, открываю рот, чтобы высказать «пару ласковых». Но ругательства застревают, когда я вижу, что мужчина спокойно выходит из авто и, насвистывая, направляется в магазин. Он меня даже не заметил и не знает, что чуть не убил человека! Сразу вспомнился случай восьмигодичной давности, когда на «Звёздной» в похожей ситуации меня подрезала машина. Мы с велосипедом кувыркались по тротуару метров пять, лишь чудом я тогда не переломал все кости. А водитель ещё и грозился меня добить, потому что я поцарапал бок его автомобиля.

Но в целом, надо признать, поездка по Фрунзенскому району оказалась вполне комфортной. Транспорта немного, тротуары широкие и удобные, поэтому от «Купчино» до «Волковской» ехать можно. А вот при въезде в центр начался ад…

Не все сотрудники рискуют добираться на велосипеде до работы.Фото: www.globallookpress.com

Ненавидят все!

На Лиговском проспекте пришлось проявлять чудеса ловкости, чтобы не попасть под машину. Водители нервные, постоянно сигналят. Смрад стоит невыносимый, нечем дышать. Но главное, что автомобилисты не замечают велосипедистов и не принимают их за участников движения. Дважды меня едва не сбили: сначала на пересечении с Обводным каналом парень, выезжающий со второстепенной улицы, не счёл нужным уступить мне дорогу. А затем на Невском проспекте какой-то дед выехал из подворотни и встал прямо на моём пути. Причём оба меня прекрасно видели. 

Также, проезжая по центру, я понял: велосипедистов ненавидят и водители, и пешеходы. И те, и другие считают их неприятной помехой. Ехать по загруженным проспектам очень сложно, на проезжей части тебя того и гляди не заметит и собьёт автомобиль, а на тротуаре от тебя шарахаются пешеходы. Те, кто понаглее, могут и подтолкнуть.

Но, несмотря на всё это, велосипедисты будто считают своим долгом выехать на Невский. Если на окраинах мне встретились всего пять любителей двухколёсного транспорта, то в Центральном районе их сотни!

И как вершина безумства - езда в наушниках. Таких на Невском - каждый второй! Они не следят за движением, не смотрят по сторонам, а несутся по проезжей части на всех парах навстречу смерти.

Буквально сегодня я выдернул из-под колёс автобуса девушку на велике, которая дожидалась зелёного сигнала светофора. Она слушала музыку, не видела и не слышала, что с Невского на набережную Фонтанки поворачивает туристический транспорт. Главное, что она так и не поняла, почему я с округлившимися глазами дернул её назад…

Сейчас я высказываю своё субъективное мнение, которое основано на личных наблюдениях. Наверняка оно вызовет шквал негодования и ярости в среде любителей велосипедов, возможно, меня даже обвинят в том, что статья заказная. Однако смею утверждать, что центр крупнейшего мегаполиса не предназначен для езды на этом виде транспорта. Это не только вредно для здоровья (на следующий день моё лицо из-за пыли и выхлопов покрылось пятнами), но и смертельно опасно для жизни.

Даже если на Невском, Литейном или набережной Обводного канала нанесут линии велосипедных дорожек, это не обезопасит людей от попадания под колёса машин. Наше общество пока не готово дать приоритет велосипедистам. Для велопрогулок идеально подходят окраины Петербурга: Пушкинский, Фрунзенский, Приморский районы. Вот там и надо кататься, любоваться природой, дышать свежим воздухом и набираться здоровья. Но почему-то окраины пустуют, а в центре продолжают ежегодно гибнуть сотни велосипедистов.

Линии дорожек не обезопашивают людей от машин. Фото: АиФ-Ростов/ Валерий Христофоров

Въезд - запретить!

Дмитрий Курдесов, председатель движения «За безопасность»:

- Центр Петербурга перегружен и точно не предназначен для езды на велосипеде. Велосипедистам здесь просто нет места. Поклонники экологичного вида транспорта, рассекающие по магистралям исторического центра, подвергают опасности не только себя, но и других участников движения. Невский, Литейный и Лиговский проспекты, а также примыкающие к ним улицы перегружены, и появление на них велосипедистов только усугубляет ситуацию и приводит к многочисленным ДТП.

Однако сегодня любой ребёнок может взять велосипед и отправиться в центр города на верную смерть в поток автомобилей. Считаю, что пока сердце Петербурга не будет разгружено от автомобилей,  вухколёсному транспорту надо запретить передвигаться по центральным улицам, а нарушителей - штрафовать.

В Купчино и Ломоносов

Сергей Харлашкин, председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры:

- Для поступательного развития велоинфраструктуры важно действовать системно и реализовывать проекты поэтапно, анализируя и учитывая полученный опыт. Поэтому комитет будет создавать велодорожки при подготовке заданий на проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог в Петербурге. Так, в 2015 году обустроим трассы, которые свяжут центр Петербурга с Купчино и городом Ломоносов. Перед проектировщиками поставлена задача обеспечить петербуржцам возможность добраться из спального района до рекреационной зоны. Общая протяжённость участков двух выбранных маршрутов составит 9,9 км.

Справка

По статистике ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, в 2012 г. в городе и области были сбиты 386 велосипедистов, в 2013 г. - 486, в 2014 г. - более 600. Под колёса попадают как взрослые, так и дети.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах