Примерное время чтения: 8 минут
2101

Капитан I ранга Игорь Курдин: «На каждом шагу видно, что флот возрождается»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аргументы и факты - Петербург 23/03/2016

19 марта - 110 лет подводному флоту России. В Петербурге к юбилею приурочили спуск на воду новейшей субмарины «Великий Новгород». Это уже пятая лодка, которая уйдёт из Северной столицы на Черноморский флот. Присутствовавший на церемонии замглавкома ВМФ назвал происходящее «национальным торжеством». Подводные силы страны возрождаются?

Игорь Курдин.
Игорь Курдин

- В полной мере, - убеждён Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан I ранга. - Тот же «Великий Новгород» - из серии легендарных ещё в советское время «Варшавянок». Они настолько бесшумны и практически незаметны для радаров, что натовские адмиралы назвали их «чёрными дырами». Оружейную мощь эти красавицы показали во время операции в Сирии, ударив по базам террористов теперь известными на весь мир ракетами «Калибр». Залп стал уникальным и на 100% успешным, хотя создать такое оружие непросто даже государствам с развитой экономикой.

Ну, за живучесть!

Елена Данилевич, АиФ-Петербург: - Для нашего города  это особая тема, ведь здесь расположены два крупнейших  профильных КБ «Рубин» и «Малахит», завод «Адмиралтейские верфи», где  построено уже 400 подводных лодок.

- Сегодня «верфи» полностью загружены заказами. Однако если раньше главными покупателями были Вьетнам, Алжир, Индия, Китай,  сегодня в портфеле предприятия  немало и отечественных контрактов.  Для меня лично это самый большой подарок к празднику. Вообще Россия в этой сфере обладает тремя мировыми рекордами.  По водоизмещению:  у нас построена подлодка «Акула» - размером с футбольное поле и высотой с 12-этажный дом. По скорости движения: 44,7 узла - около 100 км/час. И по глубине погружения для боевых субмарин: АПЛ «Комсомолец» опустилась под воду на 1017 метров.

- Служба на подлодке - из разряда экстремальных. 120 человек неделями находятся на большой глубине, в замкнутом пространстве… Как в таких условиях сохранять работоспособность и нервную систему?

- Я прослужил на флоте 25 лет. 7 из них командовал атомной подлодкой, прошёл 15 «автономок» и могу сказать: главное, чтобы все были заняты своим делом. Что касается психологической совместимости, сплачивает сама атмосфера. Как-то мы «насмерть» поругались с инженером-механиком. Но уже через восемь часов встретились с ним на вахте и… без лишних слов помирились. Правда, идеализировать обстановку тоже не стоит. Это сложная, опасная профессия, где неизбежны техногенные катастрофы, где в буквальном смысле надо «бороться за живучесть». Горжусь, что мой экипаж три года подряд был лучшим по этим показателям на Северном флоте. Аварий скрывать не надо. Надо делать всё, чтобы они не происходили.

- Видно, молодёжь риск не пугает - сегодня конкурс в ВМУ 4-5 человек на место.

- Это особенно показательно по сравнению с тем, что в 2010-м набор вообще прекратили! Якобы из-за переизбытка офицеров. Однако в последние годы ситуация изменилась. На днях у нас был вечер, посвящённый празднику, и мы пригласили курсантов. Интересные, образованные, ладные ребята, форма сидит как влитая. У некоторых молодых офицеров звёзды Героев России, а им нет и 40. То, что флот возрождается, видно на каждом шагу. Я, например, закончил училище подводного плавания им. Ленинского комсомола. Так вот корпуса, где оно базировалось, прежнее начальство довело до такого состояния, что их хотели продать как нецелевой актив. Сейчас полным ходом идёт ремонт, и курсанты будут там учиться и жить.

Важно, что повышаются и зарплаты. Сегодня командир подлодки получает в месяц около 300 тыс. руб. Правда, есть перекосы. Система подогнана так, что его с этого места не сдвинешь. Уйдёт учиться - довольствие упадёт в разы. Поэтому офицеры не стремятся ни в академию, ни на повышение.

- Боевой дух наверняка поднимет и скорое возвращение в строй «Авроры» - корабля № 1 ВМФ России. Однако в последнее время с доставкой крейсера возникли сложности…

- Причина в непомерном засилии бюрократии. «Аврора» должна стоять на Петровской набережной 16 июля, и ещё полгода назад мы говорили, что можем не успеть. Глубина Невы в этом районе 6 метров, а осадка крейсера 6,2. Значит, дно реки придётся основательно углублять. К тому же, чтобы крейсер вновь встал на Петроградской стороне, нужно проложить флагману путь в илистой Большой Невке. Всё это приходится на пик нереста корюшки, поэтому по федеральному законодательству до 15 июня запрещены любые работы такого рода. Сейчас Росрыболовство справедливо просит показать, где, что и в какие сроки будет происходить. Проект должен быть согласован со всеми заинтересованными организациями, в том числе экологами. Совещания проводятся едва не каждую неделю, в них участвуют чиновники и специалисты разных ведомств, однако чёткого решения пока не нашли.

Символ Петербурга может не вернуться вовремя на своё прежнее место.
Символ Петербурга может не вернуться вовремя на своё прежнее место. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

Не замечаем героев?

- Ваш клуб возник как братство людей, служивших Отечеству и объединившихся, чтобы поддерживать друг друга. А чем конкретно удаётся помочь?

- Часто помогаем вдовам добиваться квартир, страховок за погибшего мужа. Иностранцы нас не понимают: «Почему «выбиваете» то, что положено?» Недавно занимались судьбой подводника, живущего в деревне в Алтайском крае. Он служил на дизельной подлодке, затонувшей после столкновения. Спаслась лишь часть экипажа, в том числе Анатолий Костюнин. От пережитого у него начались серьёзные проблемы с сердцем. Он пытался доказать, что здоровье пошатнулось из-за травм того времени, но тщетно. Обратился к нам. Уже через неделю его положили в кардиологический центр, а из аппарата губернатора пришло письмо, что ветерана не бросят. Также мы поддержали командира АПЛ «Нерпа», которого обвиняли в страшной аварии и гибели людей. В том числе с подачи клуба впервые в истории России дело о катастрофе на флоте рассматривал суд присяжных. В итоге Дмитрия Лаврентьева полностью оправдали.

- В 2002-м вы консультировали американцев, снявших фильм «Оставляющая вдов», о взрыве на советской субмарине К-19. Сейчас, говорят, будете работать со студией Люка Бессона, где задумали картину о трагедии «Курска». Как объяснить, что иностранцы делают отличные ленты о героизме наших моряков, а мы - нет?

- У нас тоже есть замечательные фильмы. Например, «Командир счастливой «Щуки», где Пётр Вельяминов сыграл главную роль, сотни мальчишек пошли в военные училища, резко поднялся авторитет офицера, моряка. И то, что за рубежом выходят хорошие фильмы о наших подводниках, лишь подчёркивает исключительные качества российских моряков. Мы в этом плане недорабатываем. Почему-то не считаем нужным рассказывать о своих героях, особенно если это современники. Вот в марте вернулись на Землю наш и американский космонавты. Они вместе год проработали на орбите. Об американце трубит вся местная пресса, а о Михаиле Корниенко ничего не слышно.

Недавно приличным тиражом выпустили альбом, посвящённый 20-летию Морского кадетского корпуса в Кронштадте. Как-то в наш клуб пришли курсанты этого училища и очень удивились шикарному изданию. Они его даже не видели! Думаю, что книги презентовали большим и малым начальникам, которые поставили их на полку. Хотя в первую очередь надо было подарить мальчишкам, кадетам. Тем, кто несмотря ни на что по-прежнему мечтает стать моряком-подводником. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах