Примерное время чтения: 7 минут
1210

Легенды о дирижаблях. Карельский мастер создает аэростаты из рыбьей кожи

Анатолий, основываясь на прочитанном материале, развил версию развития воздухоплавания в Карелии.
Анатолий, основываясь на прочитанном материале, развил версию развития воздухоплавания в Карелии. Из личного архива

Художник из Карелии Анатолий Титов уже много лет изучает историю мирового воздухоплавания. Внимательно ознакомившись с сохранившимися документами, Титов решил, что первые аэростаты появились вовсе не во Франции в XVIIIстолетии, а на его Родине, в Карелии, причем еще в средние века. Чтобы донести до общества традиции карельского воздухоплавания, художник стал создавать необычные модели воздушных шаров и дирижаблей. Свои работы мастер делает из традиционных продуктов карельского промысла: дерева, коровьих рогов и рыбьей кожи. Таким образом Титов хочет восстановить историческую справедливость.

«Жизнь сама расставит все по своим местам, - считает художник. – Возрождение забытого промысла и популяризация его имеют большое значение для народного хозяйства Карелии и развития туризма». 

От исторических копий до дракона в перьях

В начале 90-х годов художник из Карелии Анатолий Титов остался без работы и средств к существованию. Мастер долго думал, чем заработать на жизнь, и решил создать модель аэростата: его всегда привлекала тема воздухоплавания. Из дерева Титов выстрогал воздушный шар. Результат так понравился ему, что он продолжил работу. Анатолий стал экспериментировать – делать воздушные шары и дирижабли из картона, сетки, бечевки и даже из рыбьей кожи. По мнению мастера, именно кожа форели, особенно радужной, – идеальный материал для моделей аэростатов. Она иллюминирует и фантастически смотрится на свету. Художник натягивает рыбью кожу на ивовые прутья каркаса и высушивает.

Некоторые дирижабли Титов обтянул кожей форели.
Некоторые дирижабли Титов обтянул кожей форели. Фото: Музей "Русский Левша"

Работы Титова стали очень популярными в Карелии, и слава о художнике пошла по всему миру. Дирижабли мастера разъехались в музеи Финляндии, Швеции и Норвегии.

За 20 лет работы художник создал десятки аэростатов самых невероятных конструкций. Одни из них являются точными копиями известных исторических дирижаблей и воздушных шаров, другие же словно прилетели из сказки. Среди моделей, созданных мастером – копия первого воздушного шара, созданного братьями Монгольфье в 1783 году, а также дирижабли в форме гуся и даже дракона в перьях. Титов уверен: в любом деле не обойтись без чувства юмора!

Часть моделей мастер выполнил с долей юмора.
Часть моделей мастер выполнил с долей юмора. Фото: Из личного архива

Пятиметровый шар

Обычно модели мастера не превышают 30-50 см в высоту, но бывают и исключения. Так, самый большой аэростат, сделанный художником, в настоящее время находится в московском «Детском Мире»: это пятиметровый воздушный шар, на создание которого Титов потратил несколько недель.

До этого художнику не приходилось делать таких больших моделей, поэтому во время работы над воздушным шаром произошел конфуз. Когда Анатолий завершил один из фрагментов конструкции, он понял, что деталь не пройдет через входную дверь его мастерской. Чтобы вызволить конструкцию из плена, Титов спустил ее на улицу через балконную дверь на 13 этаже.

Любопытно, что практически ежедневно придумывая и создавая аэростаты, сам мастер всегда боялся высоты. Чтобы преодолеть страх, Анатолий решил полетать на настоящем воздушном шаре. Теперь художник вспоминает: как только он оказался в люльке на значительной высоте, страх сразу же пропал. С тех пор Титов летал на воздушном шаре больше 50 раз.

Художник делает как исторические копии, так и сказочные аэростаты.
Художник делает как исторические копии, так и сказочные аэростаты. Фото: АиФ

«Создателями воздушных шаров были карелы»

Когда Титов занялся созданием моделей аэростатов, его заинтересовала история. Анатолий, основываясь на прочитанном материале, развил версию развития воздухоплавания в Карелии. Художник уверен: изготовление и использование воздушных шаров издревле были главными промыслами карел еще в XII веке.

«Прямые упоминания об этом содержатся в русских летописях, записках путешественников-иноземцев и берестяных грамотах, найденных в Новгороде, - рассказывает мастер. – Воздушные шары у карел были незаменимым средством при перевозке грузов, в первую очередь смолы и озерной руды. Руду и железо возили даже Санкт-Петербург и Москву».

Дирижабль в виде деревянного дракона в перьях отображает в себе карельский эпос.
Дирижабль в виде деревянного дракона в перьях отображает в себе карельский эпос. Фото: АиФ

По мнению художника, аэростаты могли наполнять метаном, болотным газом. Этим можно объяснить исчезновение десятков карельских деревень: метан очень взрывоопасный газ, и было достаточно одной искры, чтобы аэростат превратился в огромную бомбу и при падении стер с лица земли несколько поселений. Художник не исключает, что от падения горящего воздушного шара появилось и Онежское озеро, которое имеет неледниковый характер происхождения. Разумеется, все эти изыскания мастера можно рассматривать только как гипотезу, но, как известно, даже самые невероятные предположения могут оказаться правдой.

В Петербурге открылась первая выставка художника.
В Петербурге открылась первая выставка художника. Фото: АиФ

Несмотря на популярность моделей Титова в Европе, первая выставка художника в Петербурге под названием «Калевальские полеты карельского мечтателя» открылась лишь в июне этого года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах