1513

Машины из Императорского гаража. Какими были первые русские автомобили

«Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.
«Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. Commons.wikimedia.org

Знаменитая фраза Николая Васильевича Гоголя о любви русских к быстрой езде прошла проверку десятилетиями и даже столетием. В конце XIX, когда в обществе страсть к моторам только набирала обороты, российские инженеры и конструкторы с азартом включились в процесс, стремясь создать крепкие, надежные автомобили. И им это удалось: в начале XX века продукция отечественного автопрома славилась не только в России, но и за рубежом, удостаивалась хороших оценок заграничных экспертов. Российские автомобили показывали достойные результаты в ходе международных пробегов и соревнований. А машины марки «Руссо-Балт» приобретали августейшие особы и первые лица Российской империи.

«Первый русский»

Настоящим пионером автомобилестроения в России стал лейтенант Евгений Яковлев. После службы на флоте молодой человек начал работу над двигателями внутреннего сгорания, поставив перед собой цель -  переделать газовые двигатели системы Отто на жидкое топливо. Несмотря на то, что первые опыты оказались неудачны (двигатель был слишком тяжелым), Яковлев продолжал эксперименты, пока в 1889 года не добился успеха. Новость о создании новейшего двигателя привлекла внимания Русского общества естествоиспытателей, которое пригласило инженера выступить на одном из съездов. В результате разработка заинтересовала Дмитрия Менделеева, который предложил выставить новинку в своей лаборатории. 

Это был успех. Яковлеву стало поступать множество заказов. Вскоре его мастерская уже не могла справляться с таким наплывом желающих. В итоге в апреле 1891 года в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице он основал завод, объем выпуска которого составлял несколько десятков двигателей в год. Через два года новатор смог представить на международной выставке Чикаго уже двигатели внутреннего сгорания на жидком топливе, построенные на Первом русском заводе газовых и керосиновых двигателей.

Историки отмечали, что Яковлев был настоящим патриотом и старался, чтобы на заводе использовались только отечественные материалы. Не прибегал он и к помощи зарубежных специалистов, утверждая на должности управителя заводом и инженера-технолога только уроженцев Российской империи.

в мае 1896 года Фрезе вместе с Яковлевым создал Первый российский автомобиль.
В мае 1896 года Фрезе вместе с Яковлевым создал Первый российский автомобиль. Фото: Commons.wikimedia.org

В Чикаго произошла встреча, которая изменила жизнь инженера. Он познакомился с дворянином Петром Фрезе, вместе с которым решил построить первый российский автомобиль. На воплощение проекта компаньонам потребовалось три года.

Уже в мае 1896 г. в петербургской газете «Новое время» появилось сообщение, что в начале месяца в окрестностях Петербурга был испытан первый русский автомобиль «Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева»,

Через пару месяцев машина была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Несмотря на то, что автомобиль был почти в два раза дешевле, чем те модели, которые продавала в России фирма Бенца, новинка ажиотажа не вызвала.

По сохранившимся данным, цена машины Яковлева и Фрезе составила 1500 рублей. Лошадь в те годы можно было купить за 50 рублей…

Евгений Яковлев так и не дождался того момента, когда его изобретение заполонило  улицы российских городов. Он скончался в 1898 году в возрасте 41 года.

После его смерти завод был переориентирован, а в 1910 году Петр Фрезе продал его Русско-Балтийскому заводу, который специализировался на производстве вагонов, сельскохозяйственных машин, кораблей и самолетов, а в 1908 году создал в Риге автомобильный отдел.

XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Нижний Новгород. 1896 год.
XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Нижний Новгород. 1896 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Звездное время «Руссо-Балта»

Стоит отметить, что до сделки с Фрезе на Русско-Балтийском вагонном заводе было начато производство первой серийной модели автомобильного отдела – «С24/30», в которой 24 означала мощность двигателя в лошадиных силах, а вторая цифра — максимальную мощность. 

Вскоре после выпуска модель была подвергнута серьезным тестам. К примеру, автомобиль за 8 часов преодолел расстояние в 600 верст, направляясь из Риги в Санкт-Петербург. Автомобили «Руссо-Балта» показывали высокие ходовые качества. Они с честью выдерживали конкуренцию с заграничными моделями, неоднократно участвуя в разного рода автопробегах. За 4 года, с 1910 по 1914, модели «Руссо-Балт» были представлены на 16 крупных соревнованиях, в 5 выставках, в том числе и в двух международных автомобильных салонах.

Автомобиль «Руссо-Балт», принимавший участие в автопробеге 1909 года  Петербург–Рига–Петербург.
Автомобиль «Руссо-Балт», принимавший участие в автопробеге 1909 года Петербург–Рига–Петербург. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1910 году машины удостоились большой золотой медали на Международной автомобильной выставке в Петербурге, получили Большую золотую медаль на Воздухоплавательной выставке 1911 года и первый приз за пробег Петербург-Севастополь. На Царскосельской юбилейной выставке продукция завода также получила самые высокие оценки.

Международные судьи были приятно удивлены показателями машин. Модели «Волго-Балта» получили первые призы за выносливость во время пробегов Петербург-Монако и Москва–Сан-Себастьян. Более того, «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.

Модели «С» стали своеобразным хитом завода. За всю историю было выпущено 347 экземпляров. Для сравнения за 6 лет было выпущено около 140 автомобилей модели «К» - более простых в техническом плане.

Стоит отметить, что существовали и зимние варианты. Например, модель «С24/40» оснащали лыжами и резиновыми гусеницами, чтобы она могла передвигаться в сложных погодных условиях.

Руссо-Балт С24/40 Кегресс (1913)
Модель С24/40 могла передвигаться на снегу (1913). Фото: Commons.wikimedia.org

Хобби элиты

Несмотря на то, что российские автомобили имели хорошую репутацию, они были недоступны  широкому кругу автолюбителей.

Одним из факторов, которые делали автомобили «Руссо-Балт» не такими привлекательными для покупателей, была цена. Дело в том, что они стоили практически так же, как модели известных в то время «Рено» и «Опель». За модели класса «К» не каждый мог выложить 5000 рублей, ну а за модель «С» - целых 7000. Такие цены в те годы не решались заломить даже титаны зарубежного автопрома.

В итоге позволить такую роскошь могли себе в Российской империи считанные единицы.  Так, к примеру, автомобилями увлекался Великий князь Михаил Александрович, который взял под свое покровительство Русское автомобильное общество — первое национальное объединение автомобилистов России, созданное в Петербурге в 1903 году.

Попасть в общество было не так просто – для этого требовались рекомендации не менее двух действительных членов. К тому же называться членами РАО стоило немалых денег. Годовой членский взнос составлял 100 рублей, а за вступление также нужно было внести сразу около 50 рублей. В качестве бонусов автомобилисты получали возможность покупать со скидкой бензин и масла, а также ремонтировать автомобиль. 

Модель С-24/55 перед стартом ралли в Монте-Карло (1912 год)
Модель С-24/55 перед стартом ралли в Монте-Карло (1912 год) Фото: Commons.wikimedia.org

Известно, что владельцами автомобилей «Руссо-Балт» были великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын и банкир Алексей Путилов. Не устояла перед веянием моды и внучка Александра II – великая княжна Мария Павловна. В ее распоряжении был  экземпляр модели К12-20 с шасси № 4 II серии.

Всего, по данным историков, автопарк царской семьи насчитывал 58 автомобилей различных марок.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах