Примерное время чтения: 7 минут
1200

Не запираться в четырёх стенах. Насколько Петербург доступен для инвалидов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и факты - Петербург 09/08/2017

Наталья Камолинкова - инвалид-колясочник. Четыре года назад её поразил инсульт спинного мозга. Тело сковал паралич, первые недели двигаться вообще не могла - родители переворачивали на кровати каждые 2-3 часа. Училась ползать, как ребёнок, - со слезами. Через месяц села на коляску. И начала усиленно тренироваться. Врачи сказали: «Возможно, восстановитесь. Но точно сказать не можем».

- И правильно, что не могут, - говорит девушка, - обнадёжат - и будешь всю жизнь лежать, ждать, когда ноги сами пойдут. 

Сегодня Наташа - активист движения «На коляске без барьеров», постоянный участник акций по улучшению доступности среды, спортсменка, активный блогер (19 тысяч подписчиков). Корреспондент «АиФ» прогулялся с Натальей по Петроградской стороне и узнал, насколько город оборудован для таких, как она.

На работу и в спортклуб

Мы встречаемся на переулке Талалихина у дома Натальи.

- Из квартиры выезжаю сама, - говорит она. - В подъезде наконец установили нормальный пандус. До этого три года не могла выйти на улицу самостоятельно.

Объясняет, что раньше на спуске с первого этажа были проложены рельсы - с крутизной в 40 градусов. Сам по ним никуда не уедешь, разве что вниз, кувырком. Добилась от ЖЭКа строительства правильного спуска - угол наклона 5 градусов, перила высотой 80 сантиметров. Весь процесс установки контролировала сама.

Фото: АиФ

- Я ведь каждый день из дома выхожу. На работу, на спортивные занятия, на встречи с друзьями, просто на прогулки. В четырёх стенах нельзя сидеть - захандришь, превратишься в бездвижного инвалида, который полностью зависит от обстоятельств.

На работу вернулась три года назад, как только реабилитировалась. Сначала трудилась «на удалёнке» в своей прежней организации - гидрогеологической компании. В последние месяцы перешла на обычный режим - утром на работу на такси, вечером обратно, и так 2-3 раза в неделю.

Параллельно стала заниматься спортивным ориентированием. В 2016 году слетала на специальный турнир для инвалидов в Сочи, заняла первое место. Нынешней весной занялась академической греблей на Крестовском острове. Тренировка длится два-три часа - трудно, иногда невыносимо! Но после каждого занятия выходишь обновлённым.

Два пассажира за год

Путь наш лежит по Талалихина до проспекта Добролюбова.

- Основные препятствия - это ливневые стоки, в которые проваливаешься, - говорит собеседница. - И поребрики. Угол наклона съездов и заездов на тротуары должен быть 5 градусов, высота - 16 миллиметров, иначе я просто их не преодолею. Как-то я вышла из дома и обнаружила, что на Большом проспекте поменяли дорожное полотно и наставили высоких поребриков. Не проехать! Вместе с общественниками мы потом три часа ездили и объясняли, как нужно. Строители переделали, но почему-то только половину.

За примером далеко ходить не приходится. Пересечь проспект Добролюбова Наташа сама не может - съезд с тротуара слишком крутой. Если бы я не шёл рядом, ей пришлось бы делать целый крюк по проезжей части.

Ждём автобуса. Для колясочника это всегда беспокойство. Помогут ли? Окажется ли исправной аппарель? На днях Наталья побывала на Невском проспекте. На остановке «Гостиный двор» махнула водителю 191-го маршрута. Тот вышел, подёргал подножку. «Не опускается!» - развёл руками. Вернулся в кабину («За инструментами» - подумала девушка), затворил двери, и уехал… С такой бесцеремонностью она столкнулась впервые. Написала жалобу, ждёт ответа.

В нашем случае всё проходит благополучно. Подкатывает автобус № 128. Выскакивает любезный водитель, завозит Наташу в салон (устройство работает). На нужной остановке выкатывает обратно, не забыв пожелать хорошего дня. И замечает, что колясочники у них бывают редко - за последний год всего два таких пассажира.

Стакан наполовину полон

На улице Провиантской проходим мимо блестящего бизнес-центра, у которого установлены просто образцово-показательные пандусы! Но подняться на них невозможно - слишком высокий заезд. «Строила одна организация, а асфальт клала другая, - пожимает плечами Наташа. - Такие курьёзы сплошь и рядом».

Проблемная точка - магазин «Дикси», что у сквера Цою. На входе глубокая ступень. Пандус постелить можно - много места. Тем более, в округе доступных магазинов не сыщешь! Вызываем администратора. Наталья объясняет, что с просьбой обустроить вход обращается уже целый год. Тот отвечает, что такие вопросы решает руководство. Но на установку пандуса надеяться не стоит. Дорого. Да и закрывают магазин скоро. Место его займёт соседний - в подвале. Правда, туда на коляске совсем не заедешь. Да и спусков не оборудуешь, увы...

Конечным пунктом нашей «экскурсии» становится 34-я поликлиника на Зверинской улице. Тот пример, когда пациентам-инвалидам действительно идут навстречу. Жмёшь кнопку у ворот, заходишь во двор, поднимаешься по пандусу, едешь на лифте… Всё для людей. А ведь где-то не делают вообще ничего.

- Однажды мы позвонили в больницу, - рассказывает Наталья. - Спросили: «У вас есть приспособления для колясочников?», а нам в ответ: «Это же НИИ скорой помощи. Конечно, нет!». И смешно, и грустно…

В целом мазать картину тёмными тонами Наталья не собирается.

- Сегодня я могу сама выйти из дома, доехать до центра, до работы. Если смотреть на ситуацию, как на стакан, который наполовину полон или пуст, то для меня он наполовину полон. Условия в Петербурге постепенно улучшаются. В том числе благодаря нашим собственным усилиям.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах