6399

Очарованный Севером. Как капитан Седов пожертвовал жизнью ради мечты

103 года назад, 10 сентября 1912 года, из Архангельска к Северному полюсу стартовала экспедиция полярного исследователя Георгия Седова. Историки называют ее самым безумным и неподготовленным путешествием за всю историю изучения Севера.

SPB.AIF.RU вспоминает историю покорителя Северного полюса, которому не суждено было дожить до воплощения своей мечты. 

Дело жизни

Георгий Седов родился далеко от Северного Полюса, на хуторе Кривая Коса Донецкой области в 1877 году. Мальчишка рос в простой крестьянской многодетной семье, где отец страшно пил, уходил в долгие запои и оставлял семью жить впроголодь. Кстати,  именно благодаря своему простому происхождению Седов был так популярен в советское время. 

Проводы экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу в Архангельске. 1912 год.
Проводы экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу в Архангельске. 1912 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Большинство российских мореплавателей были родом из дворянских семей, а некоторые, как, например, Витус Беринг, и вовсе дворянами-иностранцами. Наш же герой до 14 лет был безграмотным, работал за еду у местного священника, закончил за два года трехклассную церковно-приходскую школу.

И вдруг у деревенского мальчишки появилась мечта: стать морским капитаном и побывать на Северном полюсе. Эта идея и стала главной в его жизни.

В 17 лет втайне от родителей Георгий сбегает в Ростов-на-Дону и поступает в «Мореходные классы». До этого он несколько лет откладывал каждую копеечку, чтобы оплатить свое обучение. На первое время средств хватает, а затем за искреннее рвение юного курсанта начинают обучать бесплатно.

Цель достигнута: он получает диплом штурмана дальнего плавания и начинает участвовать в морских экспедициях. Тогда же нашему герою впервые приходится показать свой твердый характер. Ушлый капитан предлагает молодому помощнику принять командование судном и направить его на камни. Седов наотрез отказывается ввязываться в авантюру. Правда напрямую командиру об этом не говорит и приводит корабль в целости и сохранности в порт. 

Капитан в ярости сразу увольняет помощника, другие судовладельцы тоже отказываются нанимать принципиального юношу. После этого Седов решает ехать в Петербург и поступает в военный флот.

Решил и поехал

Все современники отмечали в моряке целеустремленность и старание. С годами Седов обзавелся высокими покровителями, женился на балерине Мариинского театра, которая очень удачно оказалась еще и дочерью генерала. Прикупил имение в Полтавской губернии и стал действительным членом Русского Географического общества. Казалось бы, вот оно – простое человеческое счастье. Но мечта о покорении Северного полюса не оставляла нашего героя.

Г. Я. Седов с членами команды принимает гостей на борту экспедиционного судна «Св. Фока».
Г. Я. Седов с членами команды принимает гостей на борту экспедиционного судна «Св. Фока». Архангельск. 1912 год. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1912 году Седов пишет докладную записку на имя директора Главного гидрографического управления со словами: «Порывы русских людей о достижении Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амудсен планирует экспедицию в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем, что русские способны на подвиг!»

Мореплаватель задумал подготовить сложнейшую экспедицию всего за пару месяцев. Тогда как в 18-19 веке подготовка подобных путешествий длилась годами.  У Витаса Беринга, например, на  это ушло три года.  А тут: решили и поехали!

Без ложек и одежды

Большинство ученых крайне скептически отнеслись к идее Седова. Оно и понятно: согласно разработанному им плану, предполагалось, что с Новой Земли на Север отправятся три матроса и капитан, а в их распоряжении для наземной части операции будет всего 27 ездовых собак. Для сравнения: у северного исследователя Умберто Каньи в подобном походе было 100 собак и два вспомогательных отряда, а у Роберта Пири - 250 псов и четыре вспомогательных отряда.

Но главное, у Седова не было опыта передвижения по дрейфующим льдам, он никогда не зимовал в Арктике. Поверил в фанатичного исследователя лишь император Николай II, который выдал ему 10 тысяч рублей.

Полярник купил судно «Святой великомученик Фока», нанял команду. Из пропитания приобрел у подозрительного купца достаточное количество бочек с отборной солониной и треской. Седов слишком торопился и не вникал в детали. На поверку еда оказалась давно протухшей, зимней одежды катастрофически не хватало, а та, что была, не спасала от 50-градусных морозов. Не было многих мелочей: например, экспедиция даже не закупила чайники и ложки.

В кают-компании "Михаила Суворина" ("Святого Фоки"). Справа налево: Н. В. Пинегин, М. А. Павлов, В. Ю. Визе, Н. М. Сахаров, Г. Я. Седов, М. А. Зандер, П. Г. Кушаков.
В кают-компании "Михаила Суворина" ("Святого Фоки"). Справа налево: Н. В. Пинегин, М. А. Павлов, В. Ю. Визе, Н. М. Сахаров, Г. Я. Седов, М. А. Зандер, П. Г. Кушаков. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако 10 сентября 1912 года поход стартовал. Такая спешка объясняется еще и тем, что Седов хотел сделать подарок императору в год 300-летия царствования дома Романовых.  

Навстречу смерти

Седов планировал дойти на корабле до Земли Франца Иосифа, и, переждав там пару зимних месяцев, стартовать на собачьих упряжках по льду к Северному полюсу. Многие члены команды, кстати, включая помощника капитана, штурмана, механика и боцмана, понимая безумие идеи, уволились со «Святого Фоки» еще до отправления.

Погода внесла свои суровые коррективы в «наполеоновские» планы 35-летнего капитана.

У побережья Новой Земли судно сковало льдами. Зимовка выдалась аховая. Зимней одежды не хватало, еда испортилась. Сразу передохла половина из купленных собак. Ведь вместо породистых хаски Седову подсунули обычных дворняг, которых наловили на улицах Архангельска. Оказалось, что покоритель вершины мира не разбирается в породах.

Кое-как команда пережила полярную зиму. Матросы умоляли ввернуться в порт, но убедить капитана не смог никто. Седов практически перестал выходить из своей каюты, не ел и не спал, был одержим своей идеей.

Георгий Седов в каюте шхуны "Михаил Суворин" («Св. Фока») у берегов Новой Земли, 1912 год
Георгий Седов в каюте шхуны "Михаил Суворин" («Св. Фока») у берегов Новой Земли, 1912 год. Фото: Commons.wikimedia.org

К сентябрю 1913 года лед отпустил «Святого Фоку», офицеры корабля еще раз попробовали убедить своего капитана отступиться. Но Седов подавил зарождающийся бунт, строго приказав: «Только вперед!» И в течение месяца не сходил с капитанского мостика, лавируя между льдинами.

Вторая зимовка прошла на Земле Франца Иосифа. Свирепствовала цинга и голод, лишь семь человек, которые употребляли в пищу собачье мясо и пили медвежью кровь, избежали болезни. Остальные, в том числе Седов, брезговали есть подобное.

До Северного полюса оставалось около двух тысяч километров. И капитан решается на совсем уж безумный шаг. Штурмовать вершину земли зимой! Как ни странно, в команде нашлись двое, которые согласились сопровождать Георгия Яковлевича.

2 февраля 1914 года больной и ослабленный капитан с двумя помощниками стартовали. С каждым днем, а точнее с каждой ночью (ведь зимой на севере царит полярная ночь) ему становилось все хуже. Седов приказал привязать себя к саням и продолжать путь на север. На 18 день мореплаватель умер посреди снежной пустыни. Матросы закопали капитана на острове Рудольфа, а в могилу положили флаг, который Седов так грезил водрузить на Северном полюсе. Мечта простого крестьянского парня, который стал капитаном дальнего плавания ради ее достижения, так и не сбылась. Он не дошел до Северного полюса около 1800 километров.

Одна из собак осталась у могилы и никак не хотела уходить. Матросы оставили ей еды и надеялись, что она их догонит, но так и не дождались. Через несколько дней после Седова умер от цинги первый механик Зандерс, его похоронили на берегу бухты Тихой.

6 марта схоронившие Седова матросы Линник и Пустошный вернулись на борт «Фоки» и с остальным экипажем двинулись в обратный путь. По дороге из-за нехватки топлива пришлось изрубить на дрова мебель и часть самого судна. К середине августа «Фока» добрался до Мурмана, и экипаж пересел на пассажирский пароход «Император Николай II». 23 августа 1914 года в Спасо-Преображенском всей гвардии соборе была отслужена панихида по Георгию Седову. 

В том же году, пока оставшиеся матросы добирались домой, на поиски команды Седова были брошены большие силы. Потом его экспедиция забылась. О ней вспомнили лишь спустя годы, уже в советское время. Поход стал преподноситься как великий подвиг и символ непобедимости крестьянского духа. Позже Вениамин Каверин написал свой легендарный роман «Два капитана», где Седов стал прототипом полярника Ивана Татаринова.

Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах