Примерное время чтения: 6 минут
3185

Опередивший время. Почему Александр Можайский не смог подняться в небо

Этот человек всю жизнь прослужил военным моряком, но мечтал подняться в небо. В итоге он сконструировал и испытал летательный аппарат. Это произошло за 25 лет до первого в истории человечества полета на самолете братьев Райт. SPB.AIF.RU вспоминает историю жизни человека, в честь которого в Ленинграде была названа военно-космическая академия.

На смене эпох

Александр Можайский родился под Петербургом в семье потомственного моряка, его отец был адмиралом русского флота. Когда мальчику исполнилось 10 лет, родители отправили его в Петербург и отдали учиться в Морской кадетский корпус, директором которого в то время был знаменитый Иван Федорович Крузенштерн. Так началась морская служба, которой он отдал большую часть своей жизни.

Александр Федорович дошел до звания контр-адмирала, проходил военную службу на северных морях. Моряку посчастливилось жить в эпоху, когда на смену парусному флоту начали приходить паровые суда. И он стал одним из первых членов экипажа парохода «Усердный». Служа на нем, Можайский изучил премудрости парового двигателя.

Участвовал в дипломатической миссии в Японии и способствовал ее налаживанию отношений с Россией.

В 1858 году Можайский отправился в знаменитую Хивинскую экспедицию. Из нее моряк привез подробную оценку Аральского моря и мощной реки Амударьи. Жизнь Можайского была яркой и разнообразной. Он служил отечеству, причем значительную часть жизни проводил в водной стихии. Но мечтал о покорении воздушной. На протяжении многих лет военный моряк грезил созданием летательного аппарата. Он наблюдал за морскими птицами, ласточками и стрижами. И в итоге пришел к выводу, что для полета человека необходимо использовать неподвижное крыло обтекаемой, остроконечной формы.

В небо на «летучке»

Известно, что начинал Можайский с полетов на огромных воздушных змеях, это требовало смелости и решительности. По воспоминаниям современников, в 1876 году Александр Федорович «дважды поднимался в воздух на воздушном змее и летал там с комфортом». Таким образом, он первым в мире поднялся в небо, опередив на 10 лет французского испытателя Майо, на 18 лет англичанина Баден-Поуэла и на 20 лет австралийца Харгрэва. В те годы он начал активно работать над созданием своего будущего самолета.

В 1876 году Александр Федорович «дважды поднимался в воздух на воздушном змее и летал там с комфортом».
В 1876 году Александр Федорович «дважды поднимался в воздух на воздушном змее и летал там с комфортом». Фото: Commons.wikimedia.org

Видимо, тогда он решил, что фюзеляж аппарата должен быть изготовлен в виде остроносой лодки и иметь три винта, на носу и под крыльями. Итогом опытов и наблюдений стал первый в России патент на создание воздухолетательного снаряда в 1881 году. Свой летательный аппарат изобретатель назвал «летучкой». Однако, не смог заинтересовать своей идеей состоятельных людей, никто не поспешил вложить средства в сомнительное мероприятие.

Александр Федорович продал личный участок земли и потратил все семейные сбережения, пришлось даже заложить их с женой обручальные кольца и свой форменный сюртук!

Опережающий время

Особой задачей являлась разработка двигателей и их расположение на теле летательного аппарата. К сожалению, выбранные паровые машины мощностью в 10 и 20 лошадиных сил с поставленной задачей справились слабо.

Аэроплан, который воздухаплаватель назвал «Жар-Птицей», так и не смог полноценно взлететь. Испытания проходили на аэродроме в Красном Селе в условиях строжайшей секретности. Самому Можайскому лететь не разрешили, так как на тот момент ему было уже 57 лет. В кабину сел его помощник. Аппарат весом около тонны лишь на несколько секунд оторвался от земли и пролетел по прямой на высоте нескольких метров. При жесткой посадке было повреждено крыло самолета, а механик получил травму. Можайский был доволен результатами испытания, так как впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Казалось, теперь обеспечены всеобщее признание и поддержка со стороны правительства. Однако на деле получилось совсем иное. Изобретение было объявлено военной тайной, строжайше запрещалось писать что-либо о самолете. Никакой помощи по-прежнему не оказывалось.

Конструкция самолета была утеряна, никто не позаботился сохранить архив и модели, на которых экспериментировал изобретатель.
Конструкция самолета была утеряна, никто не позаботился сохранить архив и модели, на которых экспериментировал изобретатель. Фото: Commons.wikimedia.org

Александр Федорович неоднократно обращался в правительство, однако не был услышан. До самой смерти в 1890 году он продолжал работу по совершенствованию своего аппарата. После смерти гениального изобретателя, его самолет долго стоял под открытым небом в Красном Селе. Позже конструкция была утеряна, никто не позаботился сохранить архив и модели, на которых экспериментировал изобретатель. Затерянной оказалась даже могила первого в мире летчика-испытателя.

Сложно переоценить идеи Александра Федоровича Можайского, ведь он на много лет обогнал время. Он придумал уникальный летательный аппарат в век паровых двигателей. До изобретения бензиновых агрегатов оставалось еще несколько лет. А до первого в истории полета братьев Райт и вовсе 25! Можайский первым применил неподвижное крыло, вывел существование зависимости лобового сопротивления и подъемной силы, решил важные вопросы управления летательным аппаратом. Увы, его идеи, по всей видимости, слишком опережали свое время. 

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах