Примерное время чтения: 9 минут
6184

От «Гойи» до «Зальцбурга». Пять крупнейших морских катастроф в годы войны

Пассажирский лайнер Wilhelm Gustloff
Пассажирский лайнер Wilhelm Gustloff Commons.wikimedia.org

«Вильгельм Густлофф». Погибло около 9000 человек

Крушение десятипалубного лайнера одни историки называют военным подвигом, другие - массовым убийством мирных людей. 

До войны это судно использовалось как плавучий дом отдыха, совершавший круизы у побережья Европы. Шикарный туристический лайнер имел на борту зимний сад, бассейн, бары и музыкальные салоны.  Во времена Третьего рейха он был неким символом национал-социализма, так как считалось, что совершить вояж на борту «Вильгельма Густлоффа» может позволить себе даже обычный почтальон или слесарь из Кёльна.

Но в 1939 году судно оказалось на военной службе. Его использовали как госпиталь, а затем как плавучую казарму. В 1945 году оно было задействовано в спецоперации «Ганнибал», в ходе которой с территории Восточной Пруссии проводилась массовая эвакуация населения из-за наступления сил Красной армии.

В январе 1945 года судно покинуло порт на севере Польши, погрузив на борт более 10 тысяч человек. Лайнер, рассчитанный на 1500 пассажиров, был заполнен настолько, что люди теснились в проходах и на палубах, сидели в пустых бассейнах. 30 января «Вильгельм Густлофф» обнаружила советская подложка С-13 под командованием капитана третьего ранга Александра Маринеско. С дистанции менее тысячи метров подлодка выпустила три торпеды с надписями «За Родину»,  «За советский народ» и «За Ленинград». В течение часа лайнер затонул. По максимальным оценкам, трагедия унесла 9985 жизней. Историки отмечают, что среди погибших могло быть около 5 тысяч детей.

Wilhelm Gustloff как госпитальное судно. Данциг, 23 сентября 1939.
Wilhelm Gustloff как госпитальное судно. Данциг, 23 сентября 1939. Фото: Commons.wikimedia.org

«Генерал фон Штойбен». Погибло более 3600 человек

Роскошный океанский лайнер, спущенный на воду в 1922 году, использовался во времена Второй Мировой войны вначале как гостиница для высшего командного состава военно-морских сил Третьего рейха, а потом, в 1944 году, как госпитальное судно.  

Совершив 18 рейсов, лайнер эвакуировал из Восточной Пруссии около 26,5 тысяч раненных и около 6,7 тысяч беженцев.

9 февраля «Штойбен» покинул порт Пиллау, чтобы доставить в немецкий город Киль 2680 раненых военнослужащих. На борту также находилось почти 900 беженцев и около трех сотен военного медицинского персонала.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка С-13 заметила лайнер на радарах и начала преследование. Ночью 10 февраля подлодка выпустила по цели две торпеды, которые отправили плавучий госпиталь на дно Балтийского моря. Огромное судно затонуло за считанные минуты, а подлодка С-13 на полном крейсерском ходу ушла в открытое море. В результате случившегося погибло 3608 человек.

Стоит отметить, что во время атаки Александр Маринеско считал, что он держит на мушке немецкий крейсер «Эмден», который использовался в те годы как для выполнения военных задач, так и для учебных целей. Лишь вернувшись на базу в городе Турку, ему стало известно, что он отправил на дно пассажирский лайнер.

Kfqyth Спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен»/
Лайнер был спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен». Фото: Commons.wikimedia.org

«Гойя». Погибло более 6900 человек

Военное судно Норвегии было конфисковано Германией во время оккупации территории. Сперва оно использовалось в учебных целях, затем – для эвакуации населения. За четыре похода «Гойя» перевез почти 20 тысяч человек. Пятый поход стал для корабля последним.

В ночь с 16 на 17 апреля 1945 года советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка  Л-З, известная как «Фрунзевец», заметила во время патрулирования конвой у входа в Данцигскую бухту. В качестве цели командир подлодки Владимир Коновалов выбрал самый большой корабль. После того, как Л-3 выпустил две торпеды по цели, транспорт затонул в течение 7 минут. Число погибших в  катастрофе составило около 6900 человек.

Стоит отметить, что за годы Великой Отечественной войны подлодка Л-3 совершила 8 походов, в результате которых произвела 16 торпедных атак. Личный состав «Фрунзевеца» был награжден 423 орденами и медалями.

«Гойя» с камуфляжной окраской. Данцигская бухта, 1945 год.
«Гойя» с камуфляжной окраской. Данцигская бухта, 1945 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Зальцбург». Погибло более 2000 человек

Военная карьера сухогруза «Зальцбург», построенного в Голландии» для немецкой компании, была недолгой. Судно, которое в годы Второй Мировой использовалось в качестве военного транспорта, было торпедировано советской подводной лодкой М-118 (тип «Малютка»).

1 октября 1942 года «Зальцбург» направился в румынский порт в составе конвоя «Южный». Из-за высокой угрозы быть атакованным подлодками, сухогруз шел вблизи берега. Защиту с воздуха обеспечивал гидросамолет румынских ВВС, рядом шли две канонерские лодки. Несмотря на охрану, «Зальцбург», перевозивший около 2000 тысяч человек и 810 тонн металлолома, подвергся атаке. После взрыва, прогремевшего рядом с правым бортом, судно село на мель. Над водой остались только труба и мачта. Всего на транспорте «Зальцбург» погибло 6 немцев и 2080 советских военнопленных.

Стоит отметить, что эта атака стоила жизни экипажу М-118. Патрульный самолет заметил илистый след, который оставила подлодка, уходя после атаки. Было организовано преследование. После того как с румынской канонерки были сброшены глубинные бомбы, на воде появились обломки «Малютки».

В октябре 1942 года «Зальцбург» был торпедирован, предположительно, советской подводной лодкой М-118.
В октябре 1942 года «Зальцбург» был торпедирован, предположительно, советской подводной лодкой М-118. Фото: Commons.wikimedia.org

Кап Аркона. Погибло около 5000 человек

В этой крупнейшей морской катастрофе погибло около 4500 узников концлагерей. Причем трагедия произошла за несколько дней до капитуляции Германии – 3 мая 1945 года.

Бывший теплоход класса «люкс» подвергся атаке английских бомбардировщиков в районе Любека. Сохранились воспоминания одного из «пассажиров» лайнера Биньямина Якобса. В книге «The Dentist of Auschwitz» он писал, что заметив английские самолёты, узники начали махать лагерными шапками в полоску и кричать «мы КаЦетники». Когда в один из заходов самолеты снизились, то они даже могли разглядеть лица пилотов.  

«Мы думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной», — вспоминал он.

По оценкам в результате катастрофы погибли около 5000 человек, из которых 4500 – узники концлагерей.

Позже, комментируя случившееся, британские пилоты заявили, что не знали о том, что на судне находились заключённые. По их словам, они предполагали, что «Кап Аркона» перевозит офицеров СС, бегущих в Норвегию.

перед капитуляцией Германии во Второй мировой войне, корабль был потоплен английскими бомбардировщиками.
Перед капитуляцией Германии корабль был потоплен английскими бомбардировщиками. Фото: Commons.wikimedia.org
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах