17 июня в Ораниенбауме, в семье русского певца польского происхождения, солиста Мариинского театра родился будущий великий композитор, дирижёр и пианист Игорь Фёдорович Стравинский.
Он жил в России до 1910 года, прежде чем уехал за границу – сопровождал на лечение жену. Из-за начавшейся Первой мировой войны в Россию Стравинские больше не вернулись. Но всю жизнь композитор мечтал исполнять свою музыку на Родине.
SPB.AIF.RU рассказывает о жизни гениального русского музыканта и вспоминает его исторический приезд в СССР в 1962 году.
Дело случая
Отец будущего композитора Федор Стравинский, был известным оперным певцом, солистом Мариинского театра. Мать – пианистка и певица Анна Холодовская. С самых малых лет мальчик находился в обществе музыкантов, артистов, писателей. Частым гостем дома Стравинских был Федор Михайлович Достоевский.
Игорь с раннего детства демонстрировал уникальные способности, мог выделять ритм и интервал в музыкальных композициях. Сочинял их сам и любил этот процесс даже больше, чем прослушивание произведений. Уроки фортепиано Стравинский начал брать в 7 лет, но регулярные занятия начались только в 9. Как и многим детям, Игорю было скучно просто разучивать ноты. Как он сам позже признавался, «эти занятия были для меня угнетающими». Но, как это часто случается, полюбить музыку помог случай. С 14 лет он начал заниматься с юной преподавательницей, 19-летней девушкой – и влюбился в нее. Ради своей учительницы он начал стараться и постепенно втянулся.
Однако после окончания одной из лучших частных гимназий Санкт-Петербурга родители настояли, чтобы сын поступал на юридический факультет СПбГУ. Стравинский не бросил музыку, в течение двух лет он брал частные уроки у великого русского композитора Николая Римского-Корсакова. Под руководством этого опытного наставника ученик начал сочинять и сам. Критики и музыканты сразу очень высоко оценили труды Стравинского. Тогда же композитор познакомился с театральным и художественным деятелем Сергеем Дягилевым, который предложил ему сотрудничество. Итогом стало написание трех балетов, которые принесли Игорю Федоровичу мировую известность: «Петрушка», «Жар-птица» и «Весна священная». Они характеризуются рядом схожих черт: предназначены для очень большого оркестра, в них активно используются русские фольклорные темы и мотивы. Правда, далеко не все приняли эти произведения на ура. Как позже рассказывал сам Стравинский, когда он давал премьеру балета в Германии, где присутствовали первые лица государства, многие зрители недоумевали и роптали: «почему так шумно» и требовали вернуть деньги за билеты. На что маэстро разводил руками и простодушно отвечал: «А как должно быть?»
Стравинский и Шанель
Стравинский очень любил дирижировать. Во-первых, это приносило реальный и постоянный заработок, в отличие от сочинения музыки. Во-вторых, как считал композитор, это помогало постоянно держать форму.
Когда концертные выступления Стравинского стали более популярными, чем балет, отношения Дягилева и Стравинского стали портиться. Концертмейстер не раз повторял: «Нашему Игорьку теперь нужен полицейский для охраны от назойливых поклонников».
После окончания Первой мировой Стравинский принял решение не возвращаться на родину и перебрался из Швейцарии во Францию. Там он продолжал много работать: писать музыку и дирижировать. Несмотря на разногласия, Дягилев заказал еще один балет «Пульчинеллу», который был поставлен в 1920 году.
В 1920 году в Париже Стравинский познакомился с Коко Шанель, между ними быстро возникла взаимная симпатия и влечение. Несмотря на то, что композитор был женат, у него было четверо детей, между влюбленными возникли тайные отношения.Возможно, их близость послужила и стимулом для творчества: в этот период Стравинский начал сочинять произведения в новом, более вольном стиле, а Коко Шанель создала знаменитый аромат № 5. Об их романе даже снят художественный фильм, который закрывал Каннский кинофестиваль 2009 года.
В 1924 году состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра.
В 1939 году случилось несколько трагических событий. Сначала умерла его старшая дочь, затем супруга, а три месяца спустя его мать. Все они скончались в Париже, поэтому Стравинский не мог больше находиться в этом городе. Он покинул Францию и уехал в Америку, начал читать лекции в Гарвардском университете, а позже стал гражданином США.
Со временем Игорь Федорович женился на Вере Судейкиной, своей давней любви и музе. Вместе они прожили почти 50 лет, эта женщина сопровождала Стравинского в СССР.
Композитор писал пьесы для джазовых оркестров, фортепианную музыку, гастролировал по всему миру. В начале 70-х годов Стравинский вновь поменял свой музыкальный стиль. Он стал писать атональную музыку. Это редкий случай, когда художник чутко реагирует на окружающее и меняет свою стилистику. Его новая музыка завораживала, он вновь заслужил восхищение всего мира.
Несмотря на то, что уже многие годы он не жил в России, за границей его считали «очень русским композитором».
Согласен!
Перед своим восьмидесятилетием Стравинский получил предложение отпраздновать свой юбилей на родине, в России. Он ответил: «Согласен!». В американской прессе писали, что композитор «сошел с ума». Его музыку долгое время запрещали в СССР, а за изучение партитур эмигранта студентов исключали из музыкальных училищ. Но Стравинский был непреклонен, он не стал отменять поездку, ведь он не был на родной земле почти 50 лет.
В 1962 году Игорь Стравинский сошел по трапу самолета в Москве и не поверил своим глазам, его встречали сотни восторженных людей! 29 сентября он дирижировал московским оркестром, который исполнял его произведения. В конце первого отделения композитору стало плохо, он почувствовал боли в сердце. Но он не остановил концерт - маэстро не мог обмануть ожидания многочисленных поклонников. В СССР Стравинский пробыл две недели, он давал концерты не только в столице, но и в Ленинграде – родном городе, который покинул много лет назад. Политическая номенклатура приложила все усилия, чтобы «блудный сын» остался в СССР – ему это даже предлагал на личной встрече Никита Хрущев. Но Стравинский аккуратно отказался. Однако, он ничуть не жалел, что побывал на родине, ведь сделал все возможное, чтобы его произведения узнали и полюбили в России.
Игорь Стравинский умер 9 апреля 1971 года в возрасте 88 лет от сердечной недостаточности. Его похоронили на кладбище в Венеции рядом с великим соотечественником и другом Сергеем Дягилевым.