Примерное время чтения: 4 минуты
464

«Светофор» на полках. О чём расскажет цветной маркер на упаковке товара?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты - Петербург 31/05/2018
Елена Склярова / АиФ

Продуктовый «светофор» - часть стратегии повышения качества продуктов питания, которая утверждена правительством страны. Первое время маркировка будет делом добровольным. Когда же бизнес сможет адаптироваться, тогда планируется сделать её обязательной. 

Вред в граммах

Для пробного проекта в группу товаров вошли хлебные, мясные, рыбные и молочные продукты, овощные и фруктовые консервы, соки и кондитерские изделия. Специалисты Роспотребнадзора провели расчёты суточных норм потребления сахара, соли, трансжиров и жирных кислот для разных категорий товаров. Именно на них и должны будут опираться добровольные участники проекта при маркировке тремя цветами. 

К примеру, 0,7 г поваренной соли в 100 г хлеба считается превышением её суточного потребления. На упаковку этого продукта нанесут полоску красного цвета, на которой будет указано точное количество соли. Если же её окажется меньше 0,12 г, значит, товар заслуживает зелёного маркера, ведь это считается низким уровнем содержания. Жёлтый цвет полоски будет говорить о том, что в хлебе среднее количество соли.

Для графического изображения производителям рекомендовано отвести 30% площади упаковки.

Желательно или обязательно?

В федеральном ведомстве уверены, что повышение образованности и информированности населения поможет сбавить темпы роста заболеваемостей, связанных с некачественным питанием. Подобные положительные примеры есть в других странах. В Финляндии в рамках программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями уже больше 20 лет в обязательном порядке красным цветом помечают продукты с повышенным содержанием соли. На сегодняшний день там отмечается снижение потребления соли вдвое, и, как следствие,  уменьшилось количество инфарктов и инсультов в стране.

В США производители обязательно делают на упаковках «шпаргалки» для покупателей: количество порций в упаковке, рекомендуемая порция. Там помимо содержания сахара, неполезных насыщенных и трансжиров, указывается и то, сколько это составляет от дневной нормы потребления. 

Такие «подсказки» помогли бы и россиянам. Несмотря на то, что по закону в нашей стране на этикетках указывается информация о составе продукта и его пищевой ценности, специалисты по здоровому питанию уверены, что этого недостаточно. 

- Каждая покупка продуктов в России сегодня напоминает приобретение кота в мешке, - считает нутрициолог Елена Бойко. - Закон не обязывает производителя сообщать о количестве соли, сахара и жира в продукте. А значит, даже читая маркировку, мы можем ошибиться в выборе товара, безопасного для здоровья. 

Впрочем, эксперт по пищевым продуктам Анатолий Бодиенков уверен, что проект «Светофор» из-за его добровольной основы обречён на провал.

- Кто же по своей воле нанесёт на свою продукцию «красную» метку? Это как подписать самим себе приговор, - выражает мнение эксперт. - А «зелёный цвет» на упаковке может привести к тому, что цена на такой товар резко возрастёт. 

Кроме того, по его словам, Роспотребнадзор не предусмотрел схему контроля качества «зелёных» продуктов, полагаясь на аудит качества поставляемых в крупные сети продуктов питания. Предотвращение коррупционной составляющей в проекте тоже не предполагается. В ведомстве почему-то уверены, что из-за добровольного участия в проекте риск коррупции отсутствует.

- Успешным «Светофор» может стать при одном условии: если маркировка будет обязательной для всех, - уверен Анатолий Бодиенков.

В ведомстве сообщили, что возможность сделать цветную маркировку обязательной должна быть рассмотрена на уровне Евразийского Экономического Союза.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах