aif.ru counter
Денис Данилов 1287

Трактор, танк и пушка. Знаменитые изобретения конструктора Николая Попова

Машины инженера помогли армии и сельскому хозяйству огромной страны.

Армии многих стран мира впоследствии работали с машиной, выпущенной на Кировском заводе.
Армии многих стран мира впоследствии работали с машиной, выпущенной на Кировском заводе. © / Commons.wikimedia.org

Выдающийся советский конструктор Николай Сергеевич Попов появился на свет ровно 85 лет назад – 14 декабря 1931 года.

Знаменитый инженер, отдавший большую часть жизни работе в танковом конструкторском бюро на Кировском заводе в Ленинграде, стал автором 63 изобретений. За выдающиеся достижения в создании и освоении серийного производства многих уникальных образцов новой техники конструктору присвоено звание Героя Социалистического труда. Попова наградили многими орденами и медалями, а в 1996 году - орденом «За заслуги перед отечеством». Конструктор стал лауреатом Ленинской и дважды государственной премии.

SPB.AIF.RU вспомнил известнейшие машины советского конструктора.

Т-80

Знаменитый «летающий танк» с газотурбинным двигателем, поставлявшийся впоследствии на вооружение многих стран мира, впервые поступил в распоряжение армии СССР в 1976 году. Его разработка потребовала много лет кропотливого труда.

Первые танки оснащали бензиновыми двигателями, после – дизельными. Однако советскому руководству в послевоенные годы нужна была принципиально новая машина, обладающая впечатляющими скоростными характеристиками. К тому же танк должен был с успехом сокрушать препятствия на своем пути. Тогда и пришла идея оснастить машину самолетным газотурбинным двигателем – экспериментальный вариант сделали в 1954 году. Однако последующие испытания раз за разом проваливались.

К 1968 году правительство страны пристально следило за созданием нового танка. Даже вышла бумага, в которой было сказано, что создание машины с газотурбинным двигателем нужно «…считать важнейшей государственной задачей».

Николай Попов к тому моменту был главным конструктором КБ на Кировском заводе в Ленинграде. Вокруг работы над двигателем сплотилась сильная команда единомышленников.

«Сформировался творческий альянс, деловой союз единомышленников Особого конструкторского бюро транспортного машиностроения Кировского завода, завода имени Климова, Калужского моторостроительного завода, НИИтрансмаша и еще целого ряда ведущих НИИ и КБ авиационной и оборонной промышленности. Все мы пришли к выводу, что предыдущие неудачи были обусловлены тем, что предпринимались попытки «приспособить» к танку самолетные или вертолетные двигатели. А надо было делать сугубо танковый. Это мы и осуществили», - вспоминал впоследствии сам Николай Попов.

Конструкторы работали сразу над несколькими двигателями. В дни испытаний было опробовано 119 вариантов, которые отработали свыше 500 тысяч часов в разных погодных условиях. 6 августа 1976 года танк был принят на вооружение под индексом Т-80. «Восьмидесятка» стала первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем.

Танк Т-80 - надежен и очень быстр.
Танк Т-80 - надежен и очень быстр. Фото: Commons.wikimedia.org

Т-80У

Работы над машиной не останавливались долгие годы. Ее ждала модернизация: поставили динамическую подвеску, обновили систему пушечно-ракетного вооружения. Спустя два года после принятия танка на вооружение в СССР появилась модификация Т-80Б, на которую поставили комплекс управляемого вооружения.

Обновленный танк Т-80У был принят советской армией в 1985 году. На этой базе было создано много различных боевых машин.

Особенно же интересен Т-80У тем, что именно ему удалось показать себя на международной выставке и получить легендарное прозвище «летающего». Это произошло в 1993 году в Абу-Даби – сюда привезли 370 российских образцов оружия и техники. В ходе показа гигантская машина весом в 45 тонн с мощным вооружением прыгнула с трамплина и пролетела 14 метров. Т-80У мягко приземлился на землю и с ходу был наречен «летающим танком».

Испытание трамплином машина выдерживает очень достойно.
Испытание трамплином машина выдерживает очень достойно. Фото: www.globallookpress.com

«Пион»

Создание самоходной пушки 2С7 «Пион» стартовало после постановления Совета министров СССР в 1967 году.

Согласно заданию, «Пиону» было необходимо уметь с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы должна была составлять не менее 25 тысяч метров. Главным разработчиком «Пиона» назначили ленинградский Кировский завод. Руководил созданием пушки Попов.

Новую САУ приняли на вооружение в 1975 году. «Пион» был предназначен для подавления и ликвидации средств ядерного нападения,  артиллерии, минометов, техники, тылов, пунктов управления войсками, живой силы противника.

Это оружие в настоящий момент находится на вооружении России, Грузии, Анголы, Азербайджана, Узбекистана и Украины. Также «Пион» был когда-то на службе в армиях Чехии, Польши, Белоруссии и Болгарии.

Оружие может нести ядерный заряд.
Оружие может нести ядерный заряд. Фото: Commons.wikimedia.org

«Кировец»

В начале 1960-х годов страна остро нуждалась в мощном и надежном тракторе, который может помочь сельскому хозяйству, а также успешно избавить улицы городов от последствий снегопадов.

13 июля 1962 года из сборочного цеха ленинградского Кировского завода выехал первый трактор К-700 «Кировец». На его разработку и подготовку ушло меньше года – чиновники из правительства дали задание предприятию в 1961-м. Династия тракторов «Кировец» стала по-настоящему легендарной. Было подготовлено множество модификаций.

Каждый год Кировский завод наращивал выпуск нужных на селе машин - уже в 1975 году с конвейера сходит 100-тысячный К-700. В 1985 году из ворот завода вышел уже 300-тысячный «Кировец». Трактор пользовался популярностью не только у работников сельского хозяйства, но и строителей, газовиков, нефтяников. «Кировец» уважали за надежность и выносливость.

Выпуск тракторов «Кировец» К-700А и К-701 перестали выпускать в Петербурге в 2002-м. Им на смену пришли К-744.

Трактор много лет поработал на благо страны.
Трактор много лет поработал на благо страны. Фото: Commons.wikimedia.org



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?