Санкт-Петербург снова подтвердил статус города, принимающего самое активное участие в освоении северных территорий России. В Антарктиду, на полярную станцию «Восток» отправился собранный в Гатчине уникальный зимовочный комплекс. А недавно на Балтийском заводе был спущен на воду самый мощный в мире неатомный ледокол. На церемонии присутствовал Владимир Путин.
Насколько для нашей страны велико значение этого сурового края, рассказал почетный полярник России, председатель Полярной комиссии Русского географического общества Виктор Боярский.
Кто открыл шестой материк?
- Виктор Ильич, в своих книгах, лекциях вы не раз рассказывали об атомном ледокольном флоте страны - самом мощном в мире. Сейчас построен первый неатомный ледокол. В чем его польза?
- Это судно самого высокого ледового класса, корабль широкого профиля. Он может работать на море, в устьях рек, прокладывая фарватеры, непрерывно двигаться через льды толщиной до двух метров. А если потребуется - свыше двух месяцев находиться в автономном плавании. Также у него фантастическая маневренность: исполин длиной 142 и шириной 29 метров способен вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Чем не танец? Все готово на ледоколе и для аварийно-спасательных операций, причем не только среди торосов, но и на чистой воде. Если учесть, что ледовый покров сейчас сокращается, работы у такого корабля гарантированно много.
- Очевидно, он будет незаменим и при перевозке грузов по Северному морскому пути. Почему это так важно?
- Это же главная арктическая магистраль! И первейшая задача - обеспечить там круглогодичную навигацию. Напомню страницы истории: транспортное сообщение было открыто в 1932-м. Известна резолюция Сталина: «Организовать Северный морской путь и держать его в исправности». И держали! В период расцвета грузооборот достигал 7 млн тонн в год. Затем все развалилось настолько, что перевозка в один миллион уже считалась достижением.
Сейчас положение меняется в лучшую сторону. Только по итогам прошлого года объемы нарастили до 20 млн, а к 2025-му должны выйти на 80 млн тонн. Продолжается, как видим, и обновление ледокольного флота. Отмечу, что 30% всего судостроения России сосредоточено на берегах Невы. Для Петербурга это выгодно: мы имеем новые рабочие места, государственные заказы и поступления в бюджет.
- Вы коснулись истории. В этом году отмечается 200 лет открытия Антарктиды. Кругосветное плавание двух российских судов «Восток» и «Мирный» начиналось из Кронштадта. Но отчего не утихают споры - кто первый?
- То, что на карте появился целый материк, - одно из крупнейших географических открытий. При этом надо иметь в виду, что экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева была целенаправленной. Император Александр I подписал указ об исследовании полярных вод Южного полюса. Капитанам двух шлюпов - а Лазареву тогда исполнился всего 31 год - поставили задачу «добраться до самой дальней точки, куда только смогут».
Конечно, то, что Антарктида существует, предполагали и раньше. Знаменитый Джеймс Кук в 1774 году достиг этих широт, но стена льдов помешала ему продвинуться дальше. Тогда он на весь мир объявил, что это - предел. Авторитету исследователя поверили, и в течение 45 лет никто не предпринимал полярных экспедиций.
Русские мореплаватели сумели опровергнуть мнение Кука. Они не только достигли неизвестной земли, но и обогнули ее вокруг, подтвердив факт существования шестого материка. Поэтому первенство открытия безоговорочно принадлежит России. А вот в дальнейшее изучение края включились уже другие страны.
Дом для полярников
- В глубине Антарктиды работает наша станция «Восток». Правда, здание давно устарело, и ему на смену сейчас из Петербурга привезли новый зимовочный комплекс. Какими возможностями он обладает?
- Проект уникальный. Это трехэтажное здание 17 метров в высоту и общим весом в три тысячи тонн может спокойно выдержать рекордные 89 градусов мороза. В нем могут свободно располагаться до 35 человек. Предусмотрено все, что необходимо для комфортной зимовки: от рабочей и технической зоны до кухни и спортзала. Запас топлива и продуктов позволит автономно продержаться до двух лет. Также станцию планируют поставить на 36 опорах, каждая высотой в три метра. Это не даст снегу ее замести, что для полярников вопрос очень актуальный.
Честно говоря, новоселье требовалось давно. Ведь станция «Восток» была оборудована еще в 1957-м. За это время она пережила несколько реконструкций, консерваций, а инфраструктура нуждалась в полной замене. В Антарктиду прибыли 140 специалистов из Опытного завода в Гатчине и Арктического института. По плану новый комплекс соберут к 2024 году. Уверен, что это станет основой для дальнейших достижений наших ученых.
- За влияние в той же Арктике на международной арене негласно идет настоящая схватка. Что так привлекает государства в краю белых медведей?
- Природные богатства. На шельфах Ледовитого океана сосредоточены 25% мировых запасов углеводородов. В Баренцевом море разведано богатое Штокмановское месторождение. Также здесь можно строить прогнозы, современные модели изучения непознанных явлений. Кроме того, Арктика - потенциальный театр серьезных боевых действий. Поэтому неудивительно, что арктические государства - Россия, США, Норвегия, Дания и Канада - усиленно пытаются расширить зону своего влияния. При этом все страны, кроме нашей, - члены НАТО. Поэтому, с одной стороны, надо держать ухо востро, с другой - договариваться с партнерами о кооперации.
Наш президент тоже неоднократно заявлял, что Арктика - это территория диалога, а не конфронтации. И атомный ледокольный флот, о котором мы говорили вначале, - важный козырь. Требуется подготовить и взлетно-посадочные полосы. Надо понимать: если произойдет что-то чрезвычайное, выиграют те, кто сможет отправить ледоколы и самолеты. Посадить лайнеры и заправить.
Как справиться с пластиком?
- Одна из общих проблем - глобальное потепление. Говорят, лет через тридцать льды могут совсем растаять, и катастрофы не миновать.
- С моей точки зрения - спекулятивная тема. Гораздо более серьезной сейчас является проблема утилизации пластика. Он всюду - в океане, космосе. В Арктике положение усугубляется тем, что этот материал в десятки раз медленнее разлагается. Это опасность номер один, причем на нее можно реально повлиять. А изменению климата человечество не может противостоять. Все квоты, усилия дадут только небольшое замедление, не более 10%. А вот найти способ безотходной переработки пластика или заменяющий его материал - нам под силу. Современная наука может справиться с этой задачей. Потому что это уже угроза. Микрочастицы накопились, попадают в организм человека и сокращают жизнь.
- Сегодня на нас давит опасная инфекция, а в Арктике, Антарктиде есть «коронавирус»?
- Нет, и дай Бог не будет. Надеюсь, что в таком холоде «ковид» не выживает. Полярники тоже холод не любят, это неправда, что к стуже можно привыкнуть. Нельзя. Особенно, когда мороз держится долго. Его можно только терпеть и одеваться потеплее. В то же время это не значит, что там сплошной экстрим. Да, сложная, опасная природа, но риска, как в городе, здесь нет. И не раз бывало так, что крепкий с виду человек в Арктике терялся. Особенно во время перехода на лыжах. Я уже давно сделал для себя вывод, что мускулы ничего не значат. Улыбка, взгляд - но не накачанный торс. Также с большим уважением отношусь к пожилым покорителям полюса. Как правило, это самые выносливые, дисциплинированные и активные члены группы.
- Виктор Ильич, вы недавно отметили 70-летие. Что бы для себя выделили из вашей необычной биографии?
- Главное, что сумел отстоять Музей Арктики и Антарктики, и он снова находится в родных стенах на улице Марата. Его хотели перенести в другое место, но мне и моей команде удалось «отбить» здание, сохранить экспозиции. То, что достиг полюсов, поставил рекорды, пересек Северный Ледовитый океан, - тоже важно, но основное - музей. Знаю, что он очень нужен многим людям. И его фонды будут регулярно пополняться экспонатами, рассказывающими о наших новых достижениях в Арктике.