402

Виртуальные бандиты. Как противостоять кибермошенникам?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты - Петербург 20/02/2019
Петербуржцы жалуются, что теперь мошенники находят к каждому индивидуальный подход.
Петербуржцы жалуются, что теперь мошенники находят к каждому индивидуальный подход. Фотобанк pixabay.com

Продиктуйте код

В конце января сотни клиентов Сбербанка подверглись атаке аферистов. Петербуржцам приходили смс и звонки с официальных номеров организации - 900 и +7 (495) 500-55-50. Но, как оказалось, современные технологии позволяют поменять номер звонящего на любой другой. Лжесотрудники сообщали о незаконной попытке снять деньги с карты, обращаясь по имени-отчеству, точно называя остатки на счетах и последние транзакции. Торопили, пугали, что деньги исчезнут. Те, кто поверил, следовали инструкциям, и с их счетов действительно снимали все средства. Сейчас служба безопасности банка и полиция выясняют, как злоумышленники получили доступ к личной информации. А его представители в очередной раз напоминают клиентам, что настоящие сотрудники никогда не просят назвать CVV2-коды, СМС-коды и одноразовые пароли. 

Это не первый случай, когда вымогатели притворяются банковскими служащими. А недавнее исследование  показало, что самым распространённым видом кибермошенничества стала социальная инженерия - более 80 % случаев несанкционированного доступа к информации основано на использовании слабостей человека. В 86 % случаев люди сами переводили аферистам деньги.

Около 85 % жертв обманывают, когда они дома, на работе или на учёбе, а в половине случаев рядом с ними находятся близкие люди.
Около 85 % жертв обманывают, когда они дома, на работе или на учёбе, а в половине случаев рядом с ними находятся близкие люди. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

На днях петербурженке Галине Тёминой пришло сообщение с номера знакомой: «Вчера вечером на тот свет ушёл мой муж, похороны через два дня». Когда та выразила свои соболезнования, последовало новое сообщение. «Позже напишу вам всё точно. Галина Васильевна, извините, что сразу с просьбой, у Вас есть возможность дать в долг 25 тысяч на похороны? Я после сразу Вам верну». Женщина уже собралась отправить деньги, но насторожилась. Долго колебалась, звонить ли - всё-таки горе. И, решившись, выяснила, что муж приятельницы жив-здоров. 

Примерно с таким же обманом столкнулась и Валентина Мижаева. Ей позвонил мужчина, назвал по имени-отчеству, представился сыном подруги. А затем, сообщив, что та умерла, попросил занять 5 тысяч на похороны. Петербурженка деньги перевела и рассказала о несчастье общим друзьям. Через несколько минут ей перезвонила «мёртвая» подруга.

Участились и случаи, когда люди совершают покупки в Интернете, но заказ либо не приходит, либо он очень плохого качества. При этом сайты-однодневки или продавцы просто исчезают.  

В зоне риска - каждый

Обычно жертвы сами передают информацию о себе в лапы мошенников. Оксана В. заказала в Интернете детские вещи. Те долго не шли, и она написала жалобу в соцсеть. Ей позвонил якобы сотрудник магазина, извинился за задержку и пообещал вернуть деньги. Назвал её имя и фамилию, количество вещей, номер заказа и дату.  

- Я дала номер карты, мне пришло смс, что зачисление не удалось. Он перезвонил и сказал, что вышлет код. Как только я его продиктовала, с моей карты сняли 2500 рублей, - жалуется женщина. - А «сотрудник» стал недоступен. Звоню в службу доставки - они ничего не знают. 

Другая петербурженка и вовсе лишилась 4 миллионов - она хотела попасть в программу «Прямой эфир» и отправила заявку. Ей позвонил «помощник» Малахова и за деньги пообещал всё устроить. Сперва женщина их отдала, но, сообразив, что её обвели вокруг пальца, пошла в полицию. Афериста поймали при повторной передаче денег - он попросил ещё 1,5 млн. Письмо и контакты жертвы мошенник увидел в Сети и решил нажиться.

Институт проблем правоприменения при Европейском университете опросил 17 тыс. россиян. Оказалось, что из них 200 человек пострадали от телефонных и Интернет-мошенников. В среднем у них похищали по 5000 рублей. Некоторых обобрали дважды, при этом часто вымогателями оказывались знакомые. 

Пострадать от аферистов может кто угодно. Около 85 % жертв обманывают, когда они дома, на работе или на учёбе, а в половине случаев рядом с ними находятся близкие люди. 

Такие преступления - одни из самых плохо раскрываемых. Только 3 % случаев доходят до суда. Полиция не узнаёт о большинстве из них, потому что пострадавшие не сообщают об этом. Жертвы не верят, что мошенников можно найти, либо считают потерянные суммы недостаточно крупными для обращения.

До 10 лет лишения свободы

Сотрудники ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области постоянно проводят мероприятия, направленные на выявление и пресечение киберпреступлений.  

Вячеслав Степченко, начальник УИиОС ГУ МВД России:

- Использование современных систем связи позволяет злоумышленникам дистанцироваться от потерпевшего и предпринимать меры безопасности, значительно увеличивающие их шансы уйти от уголовной ответственности. Применяя методы «социальной инженерии», они грамотно используют всю доступную информацию и технологии.

Мошенники хорошо разбираются в психологии людей, вынуждая жертву предоставить необходимую информацию для доступа к его персональным данным, либо совершать нужные аферисту манипуляции. Сейчас мошенничества через сотовую связь и в Сети - актуальная проблема. Она присутствует в банковской и финансовой сферах, телекоммуникациях, электронной торговле. Организации, работающие в этих сегментах рынка, регулярно сталкиваются с попытками так называемых кибермошенников незаконно завладеть товарами или электронными услугами. Эта категория преступлений квалифицируется по статье 159 УК РФ, по которой можно получить до 10 лет лишения свободы. Во всех перечисленных случаях граждане могут обратиться в 
полицию.

Игры на страстях

Руководитель Центра психологической безопасности Никита Долгарев:

- Киберпреступники играют на страхах и доверчивости, желаниях и страстях - как и в реальной жизни. В виртуальный мир перешли магазины, покупка и обмен товаров, оплата услуг и т. п. А за ними - и преступники. Их цели всё те же - получить или деньги, или информацию. Типичный способ: выдать себя за сотрудника банка - и узнать данные карты, либо за продавца - взять деньги за несуществующий товар. Другой вариант - пообещать выигрыш, не напрямую завлечь в финансовую пирамиду.

Нередко в ход идёт шантаж. Например, знакомства в Интернете. Она флиртует, предлагает развлечься, просит интимные фото. Он соглашается, и тут она требует денег - иначе обнародует всё это, или говорит, что несовершеннолетняя и напишет заявление в полицию.  

Нужно повышать грамотность пользователей. Людям кажется - раз злоумышленник в виртуальной реальности, а не рядом, то они в безопасности. Но это не так. Нельзя доверять незнакомцам, выставлять интимные вещи и важную информацию напоказ. Изучайте опасности, которые кроются в Сети. И не миритесь с мошенничеством, обращайтесь в полицию. Я знаю случаи, когда виртуальных аферистов находили даже спустя несколько лет. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах