aif.ru counter
1915

«Зелье не давать, лиха не насылать». Громкие дела над «ведьмами» в России

Александр-Мари Колин «Три ведьмы из Макбета». 1827 год
Александр-Мари Колин «Три ведьмы из Макбета». 1827 год © / Public Domain

О судьбе Анны Гёльди, жительницы небольшого швейцарского городка, написано несколько книг и снят фильм. Рассказывает о ее жизни и музей, открытый в небольшом городе Моллис. Горничная, работавшая в доме уважаемого врача, в XVIII веке была официально приговорена к смерти как ведьма. Анна стала последней женщиной в Европе, обезглавленной «за связь с дьяволом». Под пытками она призналась, что тот приходил к ней в образе черной собаки и научил, подмешивать хозяевам иглы в молоко и хлеб. В июне 1782 года 47-летняя женщина была казнена. 

Это дело получило широкую огласку и бурно обсуждалось в обществе. Существовала версия, что доктор специально донес на служанку, с которой состоял в близкой связи, чтобы избавиться от надоевшей любовницы. Лишь в 2008 году имя женщины было реабилитировано: парламент Швейцарии официально признал её дело судебной ошибкой.

В царской России также были свои «Анны Гёльди», женщины, без вины осужденные за колдовство и чародейство. Подозреваемую в ведовстве обычно ждало физическое наказание, высылка из города или заточение в монастыре.

«Чтоб муж был добр»

Историки отмечают, что отношение к мистическому и потустороннему в русском обществе было более лояльным по сравнению с католическим миром. Во всевозможных источниках встречаются упоминания о волхвовании и чародействе, которые церковью осуждались и считались грехом, но в большинстве случаев не наказывались смертной казнью. Исключения составляли случаи, когда колдунов подозревали в антигосударственной деятельности. Так во времена правления Ивана Грозного за колдовство в Новгороде были сожжены 15 женщин. В годы правления Алексея Михайловича 16 человек лишились жизни за связи с дьяволом.

Сожжение ведьмы. Гравюра XVI века.
Сожжение ведьмы. Гравюра XVI века. Фото: www.globallookpress.com

Об отношении к колдовству, как к часто встречающейся практике, говорит тот факт, что в период Смутного времени служилые люди, присягая на верность, давали клятву «не посылать ведунов». Они обещали не давать «ни зелья лихово, ни коренья», «ведовством по ветру никакого лиха не насылати», а если им вдруг становилось известно о таком вредительстве, то они обязаны были сразу вычислить злоумышленника и задержать.

Ведьма. Иллюстрация 1897 года
Ведьма. Иллюстрация 1897 года Фото: Commons.wikimedia.org

Одним из известных дел о колдовстве в XVII веке стало дело царской мастерицы Антониды Чашниковой. История произошла в 1635 году. Женщина случайно выронила «неведомый корень», завернутый в платок. Этого было достаточно, чтобы уличить ее в недобрых помыслах. Мастерицу с пристрастием допросил местный дьяк, которому под угрозой пыток бедная женщина призналась, что выпросила этот корень у одной ведунье. В документах говорилось, что ходит в Царицыну слободу, в Кисловку, к государевым мастерицам «жонка Танька».

«И она (Антонида – прим.) той жонке била челом, что до нее муж лих; и она ей дала тот корень, который она выронила; и велела ей тот корень положить на зеркальное стекло, да в то зеркало смотреться, и до нее-де будет муж добр», - писал в отчете дьяк.

«Жонка Танька» была найдена и доставлена на очную ставку. Несмотря на угрозы, та не понимала о чем идет речь, и напрочь отказывалась признаваться в ворожбе. Тогда государь велел пытать женщину «накрепко», пока она во всем не сознается. И та созналась.

В сыскном деле о судьбах женщин, занимавшихся приворотом, было написано, что Антонида Чашникова с мужем были сосланы в Казань, где мужчине было велено «делать недели». Что же касается самой Таньки, то ей с мужем велели «жить и кормиться на Чаронде».

Истории о приворотах в то время были не редкостью. В 1638 году мастерицу Дарью Ламанову заподозрили в наведении порчи на государыню. Женщину застали за тем, что она сыпала пепел на следы царицы. Свой поступок мастерица объяснила тем, что очень хотела понравиться, а ведьма рассказала ей, что таким способом можно заполучить «государскую милость». В итоге в деле оказались замешаны пять женщин. Так как дело было государственной важности, то подозреваемых пытали. Известно, что две фигурантки дела не выдержали истязаний и умерли. Три же «колдуньи» во всем сознались и вместе с мужьями были высланы из столицы.

Э. Бревталь. Визит к ведьме. 1882 год
Э. Бревталь. Визит к ведьме. 1882 год Фото: Commons.wikimedia.org

Как «упырь» опорочил пять женщин

Всего, по мнению историков, в XVIII веке в России было не менее 200-250 процессов над колдунами. Известная история произошла в 1727 в Полтавской губернии. В населенный пункт Решетиловка явился некий Таврило Мовчаненко, который заявил, что знает, почему в селе давно не было дождя. По его словам, виной всему ведьмы, которые наслали засуху. Таврило покаялся, что сам является упырем, но может на суде указать на тех женщин, с которыми состоял в преступном сговоре. Мовчаненко указал в Решетиловке на четырех женщин, с которыми «вместе волшебствовал» и на трех жительниц села Зеньково. Народ был так напуган и возмущен услышанным, что из Полтавы была выслана помощь. Фигурантов дела  - «упыря» и четырех решетиловских «ведьм» - доставили в Полтаву на допрос. Там мужчин поведал пикантную историю, что одна из «ведьм» превращала его ночью в коня и скакала на нем, погоняя коленом. Женщины, обвиненные в колдовстве, божились и причитали, что ничего подобного не знаю. Лишь после того, как Таврило подвергли «батожному бою», он сознался, что «в безумии опорочил» этих жен и что в «новомесяц припадает ему в голове заметание». В итоге женщин отпустили домой, а всему урядово-решетиловскому товариществу дали указание не доверять всякому безумному лжецу.

У славян основными умениями ведьм считались: способность к вредительству, умение отбирать молоко у коров, насылать болезни и  засуху.
Основными умениями ведьм считались способность к вредительству, умение отбирать молоко у коров, насылать болезни и засуху. Фото: Public Domain

Письма Вельзевулу

Преследования колдунов во времена правления Петра I были закреплены в Воинском уставе 1716 года. В документе говорилось: «Ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохульный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гоняемым шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть». 

Одним из нарушителей этого устава оказался матрос Никифор Куницын. В 1744 году по указу Синода он был сослан в Соловецкую монастырскую тюрьму. Поводом для этого стало письмо сатане, которое написал военный. За это его приговорили к «неисходным трудам и покаянию».

Интересно, что в XIX веке его опыт повторили некие Николай Лобанов и канцелярист Веселовский. Суд установил, что мужчины решили продать душу дьяволу и даже написали ему письмо. Начиналось оно со слов: «О ты, преобширный обладатель всей подданной тебе вселенной, пресветлый князь, могущественное вещество Плутон Плутонович, великий Вельзевул…» В нем авторы просили «выправить им хорошие аттестаты» и дать частичку его богатств. За это они отрекались от веры и родителей. Известно, что в 1822 году оба «писаря» были заключены в Шлиссельбургскую крепость. Вероятно, пробыли они там недолго - в 1826 году в крепости их уже не было.

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество