Примерное время чтения: 7 минут
1230

Игры со смертью. Как запустили первые поезда в блокадный Ленинград

Сюжет Голоса Победы
Первый железнодорожный состав по Дороге Победы прибыл в Ленинград 7 февраля 1943 года
Первый железнодорожный состав по Дороге Победы прибыл в Ленинград 7 февраля 1943 года Википедия

5 февраля 1943 года по освобожденному от немецких войск берегу Ладоги в осажденный Ленинград отправился первый поезд «Дороги Победы». В отличие от всем известной «Дороги Жизни»,  этот железнодорожный путь пролегал по суше, и потому составы могли перевозить намного больше продовольствия, топлива, воды и одежды для спасения жителей блокадного города.

Но перевозка шла практически под прицелом немецких пушек, и потому неофициально эту дорогу также называли «коридор смерти».  

Сухопутный коридор

«Дорога Жизни», которая проходила по Ладожскому озеру, была важным фактором выживания блокадного Ленинграда, но каждый житель города и государственный комитет обороны (ГКО) понимали, что для спасения Северной столицы необходим сухопутный коридор между Ленинградом и остальной территорией СССР. 

80 лет назад, 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов, в результате операции «Искра» прорвали блокаду Ленинграды, освободив от немецких оккупантов южный берег Ладоги, город Шлиссербург и несколько рабочих посёлков рядом с Синявинскими высотами. А уже 19-го января начинается строительство «Дороги Победы», необходимой для поддержания жизни в городе на Неве.  

Так как никаких автомобильных дорог или других удобных путей для обеспечения строительства  необходимыми материалами и оборудованием не было, то приходилось всё перевозить и тащить фактически вручную. Главным техническим подспорьем были сани, на которых прокладывали дорожную колею по ещё не растаявшему снегу.

На строительство 33 километров «Дороги Победы» по маршруту Поляны - Шлиссербург было выделено всего 20 дней. Фактически работы были выполнены всего за 14 дней. 22 января началось прокладывание путей, а уже 5-го февраля запустили первый поезд.  

Строительство велось сразу с двух сторон - востока и запада для ускорения процесса. Рабочим помогла суровая зима, так как болота, через которые мостили дорогу сильно замёрзли и стали хорошей основой для укладки рельсов. 

«Пришлось укладывать путь, то есть шпалы и рельсы, прямо на снег. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами» - вспоминал А. С. Кананин, начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны.  

Одновременно с прокладыванием путей началось строительство так называемого «временного» моста через Неву. Оно началось 24-го января и было закончено уже через 12 суток - строительство шло и днём и ночью. Первый мост через Неву был построен как низководный и без судоходных пролетов. Позже, после запуска  поездов в Ленинград, началось строительство второго моста, уже с пролетами для судов и даже одной разводной частью. Однако «временный мост» продолжал свою работу даже после открытия более прочной и надежной переправы - условия для перевозок были таковы, что нужно было использовать оба варианта.   

Игра со смертью 

Дело в том, что Красная армия не сумела отбросить противника далеко от места прорыва. Кое-где артиллерия вермахта находилась всего в 3-4 километрах от дороги, и фашисты изо всех сил пытались помешать её строительству и перевозкам. Каждый день во время строительных работ погибало от 20 человек из-за авиационных налетов, ударов артиллерии и даже миномётного огня. Про плотность обстрелов можно судить по одной цифре - на протяжении 33 километров сапёры во время строительства обезвредили более 2-х тысяч неразорвавшихся вражеских мин и более ста снарядов и авиабомб.

От
От Фото: АиФ/ Александр ФИРСОВ

«Под вражескими обстрелами люди работали круглосуточно. Им приходилось восстанавливать то, что они уже построили» -, рассказывает историк Дмитрий Суржик.  

И хоть зима была хорошим помощником при укладке рельс, но она была и смертельной угрозой для людей, которым приходилось в морозы, под пронзительным ветром с Ладожского озера, работать ради спасения Ленинграда. Тела погибших и умерших хоронили рядом с железной дорогой. До сих пор поисковые операции находят их останки.

Продолжились обстрелы и после запуска поездов. Железнодорожные пути разрушались более 1200 раз. Для того, чтобы избежать опасности, машинисты шли на хитрость :  

 «Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь.

Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью», - вспоминал машинист Василий Елесеев. 

К сожалению, такие хитрости не всегда срабатывал. Так, в марте 1943 года одна из атак фашистских войск смогла уничтожить 41 вагон с боеприпасами и еще восемь вагонов с продовольствием и углем. Но движение не прекращалось.  

Внезапный удар

Первый поезд запустили 5-го февраля 1943 года, в Ленинград на Финляндский вокзал он прибыл уже утром 7-го февраля, принося с собой надежду на жизнь.  

Всего один состав, прибывший по «Дороге Победы» доставлял в Ленинград грузов больше, чем суточные рейсы «Дороги Жизни». Благодаря отваге машинистов и всех тех, кто защищал, строил и восстанавливал железнодорожные пути до города, уже через несколько дней норма выдачи продуктов на одного человека в Ленинграде поднялась до среднего по стране уровня, а склады смогли набрать четырехмесячный продовольственный запас.  

Но не только продовольствие являлось значимым ресурсом, который перебрасывали в Ленинград с помощью поездов.

Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда Фото: www.globallookpress.com

Пожалуй, самым важным стали солдаты Красной армии, которые стали одной из решающих сил в полном снятии блокады Ленинграда во время операции «Январский гром» в 1944 году. Так, например, почти весь состав 2-й ударной армии, которая нанесла неожиданный удар для немцев со стороны Ораниенбаумского плацдарма, была переброшена сначала в сам город с помощью «Дороги Победы», а потом уже по морю скрытно передислоцирована на плацдарм в преддверии удара по фашистам.  

Всего за время работы «Дороги Победы» по ней прошло более 6 тысяч составов. В 2018 году вышел фильм под названием «Коридор смерти», посвящённый героям-защитникам «Дороги Победы».

Рядом со зданием станции «Петрокрепость» в Ленинградской области находится паровоз Эм 721−83, тот самый первый поезд, который привёз блокадникам надежду на жизнь и победу в феврале 1943 года. Рядом с ним в здании станции находится и музей, посвящённый «Дороге Победы».

  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах