«Сияние века». Где увидеть ISON – самую яркую комету столетия

В начале зимы петербуржцы смогут увидеть в небе уникальную «дневную» комету ISON. Ее хвост можно будет разглядеть невооруженным глазом.

Комета будет видна днем

Комета ISON была открыта двумя российскими астрономами совсем недавно – осенью 2012 года. Артем Новичонка и Виталий Невский увидели комету в небе Кисловодска с помощью 16-дюймового телескопа. На момент открытия комета находилась очень далеко от Солнца – за пределами Юпитера – но уже тогда поразила ученых своих яркостью. В этом году ISON пройдет всего в миллионе километров от поверхности Солнца. Это в 150 раз ближе, чем расстояние от Земли до Солнца. Именно такая маленькая дистанция и позволит рассмотреть хвост кометы без телескопа.

«Солнечное притяжение увеличит скорость кометы почти до 400 км/с, - объяснил корреспонденту SPB.AIF.RU научный сотрудник Астрономического общества Санкт-Петербурга Анатолий Рябцев. – Кроме того, ядро кометы состоит из металла. Таким образом, Солнце нагреет комету до 3 тыс. градусов по Цельсию. Эти факторы позволят увидеть светящийся хвост кометы даже в дневное время суток. Сама комета 9,6 км в диаметре, а вот длина хвоста по предварительным подсчетам составит 300 тыс. км. Вес кометы пока не может определить даже телескоп НАСА. Однако комета еще не досконально изучена, и я не могу с точностью сказать, как она себя поведет. Возможно, она не выдержит Солнечной активности и взорвется. Но я и мои коллеги надеемся, что комета благополучно пройдет рядом с Солнцем, и мы сможем изучить ее».

В этом году комету ISON смогут увидеть абсолютно все. Фото: НАСА

ISON откроет тайны космоса

Астрономы будут изучать комету 28 ноября – в этот день ISON пройдет через корону Солнца. Все остальные смогут понаблюдать за кометой в течение двух месяцев, начиная с 3 декабря. По мнению ученых, изучение кометы  может привести к настоящему прорыву в астрономии.

«По предварительным исследованиям, в состав кометы входит смесь воды, углерода, аммиака и метана. Если это окажется правдой, то мы сможем подтвердить гипотезу о том, что жизнь на Землю была занесена именно из космоса. Можно будет вообще установить подробности образования Солнечной системы! Вероятно, комета появилась еще 4,5 млрд лет назад. Это настоящий прорыв в астрономии», - уверен Анатолиц Рябцев.

Комета ISON стремительно приближается к Солнцу. Фото: Анатолий Рябцев

В день максимального приближения кометы к Солнцу, 3 декабря, ISON будет светить не менее ярко, чем Луна во время полнолуния. Таким образом, комета станет самой яркой в XXI столетии и претендует на звание «Кометы века» и «Большой кометы 2013 года».

Лаборатория НАСА уже следит за продвижением кометы. Первые снимки ISON появились в сети – этому посвящен целый сайт в интернете, куда может зайти любой пользователь. На диаграмме сайта изображены скорость кометы и ее расстояние от Солнца. ISON приближается к Солнцу стремительно. На момент открытия кометы ее можно было рассмотреть только в мощный телескоп, через год – в сентябре 2013-го – комету могли увидеть в телескопы астрономы-любители. В октябре была возможность наблюдать за кометой через бинокли. С декабря по конец января все увидят комету без каких-либо приспособлений. Астроном Анатолий Рябцев подсказал, когда и как это лучше сделать.

Комету ISON ученые открыли в прошлом году. Фото: НАСА

Где посмотреть?

Пулковская обсерватория

Пулковское шоссе, д.65, кор. 1

Кому: профессионалам

Когда: с 28 ноября по конец января

Пулковская обсерватория по праву носит звание одной из лучших обсерваторий мира. В телескоп можно не только рассмотреть комету, но и изучить ее состав. «Во всем городе и области лишь Пулковская обсерватория имеет мощный горизонтальный солнечный телескоп, - рассказывает Анатолий Рябцев. - Это одна из лучших единиц оборудования во всей Европе. Через такой телескоп комету видно лучше всего. А с помощью астрографа можно сделать фото ISON. Уверен, что 28 ноября многие любители астрономии соберутся на Пулковских высотах, ведь именно в этот день комета пройдет через солнечную корону, а это редчайшее явление».

Из окна квартиры в телескоп

Кому: любителям

Когда: до конца января

Те, у кого есть простой домашний телескоп, могут увидеть комету уже сейчас – в любое время суток. Местонахождение кометы прослеживается по диаграмме на сайте https://www.isoncampaign.org/Present . «В настоящее время комета только что миновала созвездие Девы, - комментирует Рябцев. – С помощью немного модернизированного домашнего телескопа тоже можно сделать снимок ISON. Так как все это можно сделать уже сейчас, не дожидаясь 28 ноября, я бы не советовал астрономам-любителям тратить время и ехать в Пулковскую обсерваторию, за 20 км от Петербурга».

С улицы невооруженным взглядом

Кому: всем

Когда: с 3 декабря до конца января

У кого дома нет телескопа – ничего не потеряют. Комету ISON лучше всего будет видно на небе 3 декабря, в день ее максимального приближения к Солнцу. После этого свет кометы начнет тускнеть, но тем не менее она будет заметна в течение двух месяцев. «Самое главное – чистое небо, - говорит Рябцев. – При соблюдении данного условия комета будет заметна невооруженным глазом в предрассветные часы, когда комета будет на северо-востоке – это в декабре. А после Нового года, с января, ISON можно будет проследить и в дневное, и в ночное время. В середине декабря комета может спровоцировать метеоритный дождь, также заметный невооруженным глазом».

В конце января комета ISON покинет Солнечную систему.

На сайте НАСА можно проследить местоположение кометы. Фото: НАСА