Тысячи падающих звезд. Где в Петербурге можно будет увидеть «Жирафиды»

Жители Петербурга в ночь с пятницы на субботу смогут увидеть в небе один из самых сильных метеорных дождей 2014 года – «Жирафиды» (Camelopardalid). За несколько часов в атмосфере яркими вспышками сгорят тысячи метеоров. Шторм распространится по всему Северному полушарию и, возможно, станет одним из самых запоминающихся известных звездопадов.

Звездная пыль из хвоста кометы

С 23 на 24 мая в Северном полушарии Земли пройдет метеорный дождь, открытый учеными совсем недавно. Созвездие Жираф (Camelopardalis), которое будет источником метеоров, было известно человечеству еще в XVII веке.

А вот комету, которая спровоцирует звездопад, открыли лишь десять лет назад, в 2004 году. Эта комета под названием 209P/LINEAR попадает в орбиту Земли один раз в пять лет. Ученые подсчитали, что в этом году она должна пролететь совсем близко от нас – примерно в 8 миллионах километров от земного шара. Во время прохождения через орбиту из хвоста кометы будут сыпаться частицы – кусочки льда, звездная пыль и камни. При попадании в атмосферу метеоры будут загораться, отражаясь на небе вспышками света.

Звездопад будет очень интенсивным. Фото: NASA

«Раньше мы не имели возможности наблюдать данный звездопад, - рассказал корреспонденту SPB.AIF.RU научный сотрудник астрономического общества Санкт-Петербурга Анатолий Рябцев. – Сложно давать конкретные прогнозы. Например, я не могу сказать, какого цвета будут частицы – ярко-желтого или красноватого. Нельзя судить о размере метеоров. Могу сказать, что, по нашим подсчетам, это будет очень интенсивный звездопад со скоростью от двухсот до тысячи метеоров в час. Созвездие Жирафа, около которого будет происходить это природное явление, само по себе тусклое и неприметное на небе, но метеорный дождь должен быть ярким».

Как найти созвездие «Жираф»?

Созвездие «Жираф», которое станет источником падающих звезд, видно из любой точки земного шара. Звезды в нем не очень яркие, но если присмотреться, найти «Жирафа» довольно легко. Для этого нужно мысленно провести первую линию от крайней правой звезды ковша Большой Медведицы до крайней левой звезды Кассиопеи – созвездия в форме буквы «W». Вторую линию нужно провести вниз от полярной звезды. На пересечении двух линий и будет созвездие «Жираф». Оттуда и нужно ждать метеоров.

Жираф находится между Большой Медведицей и Кассиопеей. Фото: NASA

В отличие от специалистов из NASA, российские астрономы не уверены в том, что метеорный поток будет повторяться каждый год. «Скорее всего, в этом году у нас есть уникальная возможность увидеться «Жирафиды», - считает Анатолий Рябцев. – Раньше звездопад не был замечен учеными, а в этом году он станет виден лишь благодаря близости кометы к Земле. Не исключено, что в дальнейшем комета либо совсем исчезнет, либо отдалится от земной орбиты. Есть шанс, что в конце недели мы будем наблюдать за «Жирафидами» в первый и последний раз».

Где в Петербурге можно увидеть «Жирафиды»?

Ожидается, что пик звездопада придется на промежуток с трех часов ночи до шести утра 24 мая. Увидеть метеорный дождь можно будет исключительно за городом. «Погода будет благоприятствовать наблюдению за «Жирафидами», - рассказал Рябцев. – Луна будет в стадии убывания, а небо будет ясным, без облаков. Замечу сразу, что из окна своей квартиры даже не следует пытаться разглядеть звездопад. Частицы будут интенсивными, но не такими яркими, как, например, Персеиды, и городская иллюминация сделает наблюдение невозможным».

В этом году комета пройдет близко от Земли. Фото: NASA

Для того чтобы увидеть звездопад Жирафиды, нужно выехать в Ленобласть, на просторный неосвещенный участок земли – например, на поле без деревьев и каких-либо построек. «Возможно, для наблюдений понадобится телескоп, - говорит Рябцев. – Если скорость потока будет ниже ожидаемой, невооруженным глазом рассмотреть метеоры будет затруднительно».

Чтобы наверняка увидеть звездопад, необходимо ехать в Пулковскую обсерваторию, которая по предварительной договоренности пускает посетителей даже в ночное время. «Из телескопов обсерватории все смогут разглядеть «Жирафиды», - уверен Анатолий Рябцев, - однако новички и любители не смогут пользоваться мощными телескопами самостоятельно, а давать им инструкции никто не будет – все астрономы будут сами заняты наблюдением за Жирафидами, ведь мы увидим этот метеорный шторм впервые в истории! Поэтому мой совет всем любителям прекрасного: берите палатку и поезжайте в поле или на берег озера. Если звездопад будет таким ярким, как мы рассчитываем, вы увидите его и надолго запомните его красоту».