aif.ru counter

Как актер театра стал изобретателем парашюта. Судьба Глеба Котельникова

70 лет назад, 22 ноября 1944 года, умер изобретатель парашюта Глеб Евгеньевич Котельников. Он стал первым, кто задумался о безопасности авиаторов и, не будучи инженером, создал средство, способное сохранить жизнь тысячам людей.

7 октября 1910 года Котельников, 38-летний актер Народного дома (одного из досуговых учреждений, массово открывавшихся после 1905 года), наблюдал, как с неба вслед за самолетом Фармана падает человеческая фигура. Вместе с другими гостями Всероссийского праздника воздухоплавания он стал свидетелем гибели авиатора Льва Мациевича.

Первая жертва авиакатастрофы

Летчик, погибший в этот день, был первой жертвой авиационной катастрофы в России, а его похороны — днем, когда улицы Петербурга были заполнены людьми, желавшими оказать последние почести человеку, ставшему героем.

Гибель Мациевича потрясла всех. Однако в жизни одного человека она стала переломным моментом, определившим его дальнейшую деятельность и судьбу. Этим человеком и был Глеб Котельников — изобретатель первого ранцевого парашюта.

Котельников не был инженером, но любил на досуге мастерить приборы и всевозможные модели. Однако до 1910 года все свои силы отдавал театру, любовь к которому он наследовал от родителей, увлекавшихся изящными искусствами и учившими сына играть на скрипке. После трехлетней службы в Киеве он состоял чиновником в провинции, а в свободное время участвовал в театральных постановках и драмкружках. К моменту описываемых событий он вернулся в Петербург и поступил на службу в Народный театр.

«А не оторвутся ли у спасающегося ноги?»

Первый ранец был сделан еще в 1910 году, однако из-за его ненадежности изобретение так и не стали применять в деле. На заседании комиссии, собранной по этому поводу, один из генералов, внимательно слушавший доклад Котельникова, перебил его замечанием: «Все это прекрасно, но вот тут какая штука. Не кажется ли вам, что от удара при раскрытии парашюта у спасающегося оторвутся ноги?»

Изобретение Котельникова оценили далеко не сразу. Фото: Commons.wikimedia.org / Post of Russia

Этот вопрос показывал, что не пришло еще время, чтобы военные поверили в изобретение. Впрочем, у Котельникова в тот раз не нашлось достаточно убедительных аргументов: испытания тогда проводили при помощи воздушного змея, скидывая манекен с высоты, что не могло служить в глазах комиссии весомым доводом прочности и надежности изобретения.

Неожиданная поддержка

Однако уже в 1911 году Котельников приступил к работе над парашютом РК-1 («русский, Котельникова, модель первая»), а вслед за этим получил неожиданное приглашение: в 1912 году Русская воздухоплавательная фирма «Ломач и Ко», занимающаяся продажей авиационного снаряжения, предлагала взять на себя все расходы по изготовлению ранца-парашюта, а глава фирмы Вильгельм Ломач организовал бурную деятельность, чтобы военные разрешили испытания. К лету разрешение было получено.

Парашют круглой формы, уложенный в ранец, имел купол, который взмывал вверх, как только человек дергал за вытяжное кольцо. Первые тренировки с новым парашютом провели в Гатчине, где находилась Воздухоплавательная школа (сейчас деревня Сализи носит название Котельниково). К автомобилю привязали парашют и в нужное время Котельников дернул спусковой ремень – парашют моментально раскрылся. Дальше — больше. Стали экспериментировать с 80-килограммовым манекеном и опять удача –  изобретение работало.

«Машины дороже людей»

После проб Котельников, окрыленный удачей, вернулся в Петербург, где подал ходатайство с предложением использовать парашют в полетах. Однако его снова ждал отказ. На этот раз со стороны главнокомандующего Российскими воздушными силами великого князя Александра Михайловича, который рассмотрел прошение Котельникова и отклонил его, написав поразительный по стилистике и жестокий по смыслу ответ: «Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся – не те, так другие!»

Мемориальная доска установлена на одном из домов на Васильевском острове. Фото: Commons.wikimedia.org / Andrew Krizhanovsky

Люди и вправду находились. Самолеты только входили в моду и горячие молодые головы готовы были рисковать жизнью ради возможности очутиться в небе. Только за 1912 год при авиакрушениях погибло 128 человек.

Впрочем, о русском изобретении мир все же узнал: в тот год в Париже полковник Лаланс объявил, что выдаст премию в десять тысяч франков тому, кто изобретет лучший парашют. Котельников не мог поехать из-за дел, связанных с театром, и от Русской воздухоплавательной фирмы поехал ее владелец – Вильгельм Ломач. В первой части испытаний манекен с парашютом сбрасывали с воздушного шара, а во второй – с высокого моста, переброшенного через Сену. Несмотря на то, что результаты были успешными, премию получил парижанин.

СССР и Котельников

Ни одному здравомыслящему человеку не придет в голову назвать войну счастливым временем, однако для Котельникова 1914 год стал знаковым: самолет «Илья Муромец» решено было оснастить котельниковскими парашютами, и даже было выпущено несколько партий. Однако по неизвестной причине парашюты так и остались лежать на военном складе. А после разгорелся пожар революции и Гражданская война — грандиозная бойня, где не было места новым изобретениям и открытиям.

Впрочем, парашютом все-таки пользовались – воздухоплавательные части Красной армии вылетали вместе с ними на учения, однако широкого распространения они так и не получил. В 20-е годы до изобретателя дошли вести, что в США уже в 1918 году приступили к производству парашюта, а с 1924 года все американские летчики вылетали с аэродрома, имея за спиной спасительный ранец.

Производство парашютов поставлено на поток

Невзирая на то, что к 1923 году Котельников создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, чтобы обеспечить всех летчиков, СССР пришлось закупать парашюты у американцев, так как оснащения критически не хватало.

Патент на парашют РК-3 был получен 4 июля 1924 года за № 1607. Грузовой парашют РК-4 был создан в 1924 году, купол  диаметром 12 метров был  рассчитан на груз до 300 кг. Котельников продолжал разработки, а в 1926 году передал свои изобретения государству. В годы блокады Глеба Евгеньевича эвакуировали из Ленинграда в Москву, где он скончался в 1944 году в возрасте 72 лет. Любопытно, что его сын Анатолий Котельников стал известным драматургом, писавшим пьесы о «вредителях», революции, обитателях Марса и ядерной энергетике.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?