Примерное время чтения: 7 минут
698

Через 3 океана и 15 морей. «Адмирал Владимирский» вернулся из кругосветки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Аргументы и факты - Петербург 11/03/2015 Сюжет Проект «Два капитана»

Уникальная экспедиция продолжалась пять месяцев, за это время корабль прошёл через 3 океана, 15 морей, 9 проливов. Были выполнены важные научные исследования, сделан ряд географических открытий. Такой комплексный поход совершён в России впервые за 20 лет.  

Корабль - на иголки?

В этом путешествии многое необычно. Удивительна, например, история корабля. В лихие 90-е его и ещё шесть лайнеров такого же класса… списали на иголки. Но «Владимирскому» повезло. Когда принималось это решение, он находился на ремонте, поэтому под нож его решили пустить чуть позже. 

А затем корабль нашёл своего капитана. Александр Пышкин - потомственный моряк. Совершил свыше 50 походов. В море, если сосчитать, провёл в общей сложности более 8 лет. Его дед был контр-адмиралом, во время войны участвовал в Керченском десанте, где выжили единицы. Отец - штурман, «капраз», преподавал в ВВМУ им. Фрунзе. 

- А я пошёл в гидрографы, потому что лучший штурман - это гидрограф, - улыбаясь, повторяет расхожую флотскую шутку Александр. - Глядя на меня, и брат повторил путь офицера. Правда, сегодня он в бизнесе, но династия продолжается. На «Владимирском» я уже 12 лет. Как увидел, сразу решил, что буду его капитаном. Мы с ним одно целое. Я даже специально из Петербурга в Кронштадт переехал, чтобы быть к кораблю поближе. 

И приказ о кругосветке, который поступил от командующего Балтфлотом, Александр Пышкин воспринял как знак судьбы. Ведь именно «Адмирал Владимирский» в 1983-м уже обогнул Землю вокруг экватора, причём прошёл по маршруту Беллинсгаузена и Лазарева. Теперь ему предстояло снова пройти этот путь, но уже в современных условиях. Правда, для этого требовалось как следует подготовить и корабль, и экипаж. За 9 месяцев «Владимирский», построенный 40 лет назад, полностью модернизировали. В 400 каютах сделали ремонт, проверили все внутренние системы, установили вертолётную площадку, новый эхолот и электронные карты. Корпус, например, 1100 раз пронизывали ультразвуком, чтобы не было никаких по-
вреждений. А для локации поставили технику, которая одновременно может «держать» 50 целей. Это очень пригодилось при входе в Панамский канал, когда впереди оказалось сотни две рыбацких джонок, затруднявших движение.

Остров Яя

Непросто подбиралась и команда. Само судно принадлежит ВМФ России, однако в плавании принимало участие немало людей с гражданки, в том числе преподаватели и студенты Гидрометеорологического университета. Из 133 человек «морских волков» было всего 10-12, остальные - специалисты различного профиля. Дополняли картину 14 морских пехотинцев, готовых дать отпор любому, в том числе пиратам. 
Поход начался 18 августа 2014 г., и почти сразу же корабль попал в шторм в Балтийском море. Но это были цветочки. В Тихий океан вошли поздней осенью, в самый сезон бурь, и на пути к Австралии  столкнулись с тайфуном «Нури». Пришлось бороться со страшным ветром до 28 м/сек. и 7-метровыми волнами. Приличный циклон застал и в Охотском море. 

Но на выполнение программы стихия не повлияла, а у экспедиции был целый ряд важных задач. Требовалось провести океанографические исследования, измерить глубины, а также оценить, насколько эффективно работает Северный морской путь. Ставилась и такая цель: уточнить характер береговой линии и дна, прежде всего в перспективных для судоходства районах Арктики, внести необходимые корректировки в навигационные карты. А также проинспектировать действующие и законсервированные станции на северном побережье России и определить места для размещения новых.

- Мы обнаружили несколько подводных гор и хребтов, - рассказывает Александр Пышкин. - Дело в том, что из-за схода ледников прибрежная зона постоянно меняется. «Двигаются» и Атлантика, Тихий океан. Например, в документах указано, что глубина 2 тыс. м. Но наш эхолот показывает, что здесь всего около 600 м, а это опасно для лодок. Мы остановились и подробно исследовали участок. Теперь эти данные нанесут на карты, и лоцманы будут знать, что в этом районе другой рельеф и глубины. 

Всего же в результате экспедиции было сделано около 20 географических открытий и уточнений. Установлено, например, что залив Кривошеина архипелага Новая Земля на самом деле является проливом. А в море Лаптевых открыт новый остров Яя. Такое название дали ему вертолётчики, спорившие, кто первый с воздуха заметил полоску суши. И хотя остров небольшой, благодаря ему Россия приросла новой территорией и расширила северные границы. 

Попали во вчерашний день

Вообще от впечатлений во время путешествия дух захватывает. 

- День Нептуна, например, мы праздновали 22 ноября в точке перемены дат, - рассказывает Александр Пышкин. - Её координаты - 0 градусов широты и 180 долготы. Проходишь эту условную линию - и сразу попадаешь во вчерашний день. Так что 22 ноября отмечали дважды. А всего часы за время похода переводили 18 раз вперёд и столько же назад. Иногда дважды в сутки. 

- Потрясающим был и животный мир, - продолжает капитан. - На Новой Земле запросто бродят белые медведи, ни они людей не боятся, ни люди их. На острове Врангеля гуляют песцы. Прямо как домашние кошки, даже под ногами путаются. Когда проходили Бермудский треугольник, нас атаковала стая летучих рыб. А на мысе Дежнёва не могли оторвать взгляд от резвящихся китов. Я стоял на мостике, издалека казалось, что бьётся прибой. Пригляделся - а это киты плещут хвостами. 

Жизнь в этих редких по красоте краях, правда, суровая. На мысе Челюскин, например, температура доходит до -48°С, а в Дудинке и Хатанге до -56°С. Но люди везде приспосабливаются, работают. На Диксоне, в Тикси, Певеке функционируют метеостанции, где ежедневно ведут наблюдения российские специалисты. Их вклад в науку трудно переоценить. 

Впрочем, наши земляки были не только в северных широтах. Почти два месяца они провели в тропиках. Особенно понравились Никарагуа и Куба. 

В Гаване моряков из Петербурга принимали на высшем уровне, а по городу они передвигались в сопровождении эскорта мотоциклистов. Из местных достопримечательностей удалось подняться к жерлу вулкана и побывать в музее рома. 

А в военном училище ждал сюрприз - большинство офицеров говорили по-русски. Оказалось, получили образование в Москве и Санкт-Петербурге. Впрочем, в гостях не засиживались. Пополнили запасы продовольствия, топлива и скорее к родным берегам. От Гаваны до Петербурга - рукой подать. Через 10 дней уже были дома, где лучше всего.

Сейчас до конца марта у капитана отпуск. Но уже осенью корабль снова отправится к другим материкам.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах