Ближе к звездам. Как Россия и США сотрудничают в космосе

Сергей Крикалев первым из россиян отправился в космос на американском шаттле «Дискавери». Commons.wikimedia.org

Космонавт Сергей Крикалев долгое время был рекордсменом по времени пребывания в космосе. На земной орбите он провел 803 дня. SPB.AIF.RU вспоминает о первом российско-американском полете и о последующих совместных запусках в космос.

Миллионы километров

Для Сергея Крикалева экспедиция, стартовавшая 3 февраля 1994 года, стала третьей в карьере. О том, что на американском корабле полетит россиянин, стало известно за два года до старта. Сергей Крикалев и Владимир Титов отправились на подготовку в Хьюстон уже в ноябре 1992 года. В итоге первый был назначен в основной экипаж, а второй стал дублером. Надо отметить, что позже Титов также летал на американском шаттле.

На «Дискавери» кроме россиянина находились 5 астронавтов. Для американского корабля это был шестнадцатое путешествие в космос. Несколько раз старт корабля откладывался из-за разных неполадок.

Сергей Крикалев совершил 6 полетов в космос, на орбите суммарно он провел 803 дня 9 часов 42 минуты. Фото: Commons.wikimedia.org

Астронавты и русский космонавт провели в невесомости множество научных экспериментов. Они налаживали технику, которая должна была обнаруживать малоразмерные космические объекты и космический мусор.

Сергей Крикалев выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев миллионы километров, 11 февраля 1994 года корабль «Дискавери» совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди. Продолжительность полета составила 8 суток и 7 часов. Полет вошел в историю, как первый совместный российско-американский запуск. После удачного приземления Крикалева спросили, тяжело ему было в необычной обстановке, с чужими людьми, с незнакомой техникой, общаться на чужом языке. На это Сергей Константинович полушутя ответил: «Так ведь и им было непросто…»

Через 4 года, в 1998 году, Крикалев вновь отправился в космос на американском челноке «Индевор». На корабле находились 5 астронавтов из США и россиянин. Основной задачей была доставка на орбиту американского модуля «Юнити» с двумя стыковочными переходниками и пристыковка модуля «Юнити» к уже находящемуся в космосе российскому модулю «Заря». Миссия завершилась успешно, все поставленные задачи выполнены.

В целом, Сергей Крикалев совершил 6 полетов в космос. На орбите суммарно он провел 803 дня 9 часов 42 минуты. Самый продолжительный полет – второй, в невесомости он жил почти год, 311 суток. Также легендарный петербуржец провел огромное количество времени в открытом космосе – более 41 часа. Кстати, Сергей Константинович один из четырех россиян, удостоенных звания Героя Советского Союза и Героя России. Он первый Герой в новейшей истории нашей страны.

Иностранцы в космосе

Надо отметить, что Советский Союз раньше, чем США, начал отправлять в космос иностранцев. Первым космонавтом, не являющимся гражданином СССР или США, стал чех Владимир Ремек. Он отправился в космос 2 марта 1978 года на советском корабле «Союз-28». За ним в том же году увидели Землю со стороны представители ГДР и Польши. За несколько последующих лет советские «Союзы» отправили к звездам космонавтов из Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Румынии, Франции, Индии и других стран. Американцы же впустили первого иностранца на свой корабль лишь в 1984 году. Им стал канадец Марк Гарно, позже он еще дважды попадал на орбиту на кораблях США.

После Крикалева множество россиян отправились в космос на американских шаттлах. Всего таких было 18 человек. А Владимир Титов, Юрий Усачев и Николай Бударин бывали в экспедициях с астронавтами дважды. В 1995-м, 2000-м, 2001-м и 2002 годах на американских шаттлах летали сразу по двое россиян.

ервым американцем на российском «Союзе» стал Норманн Тагарт.
Первым американцем на российском «Союзе» стал Норманн Тагарт. Фото: NASA

В 1995 году Соловьев и Бударин помогли состыковать американский «Атлантис» со станцией «Мир». Астронавты улетели, а наши космонавты остались на станции и вернулись позже на российском «Союзе». Летала с американцами и женщина-космонавт Елена Кондакова, этот запуск состоялся в 1997 году.

Россиянин Юрий Усачев участвовал в полете на «Дискавери» в 2001 году и стал 400-м человеком, отправившимся в космос!

Первым же американцем на российском «Союзе» стал Норманн Тагарт. Он отправился в полет вместе с тремя россиянами 14 марта 1995 года. Эта экспедиция побила рекорд пребывания в космосе. В общей сложности трое россиян и представитель США находились на станции «Мир» 437 суток. За проявленные мужество и героизм американец был награжден орденом «Дружбы» и медалью «За заслуги в освоении космоса».

Кстати, следующим американцем на нашем корабле стал космический турист Деннис Тито. Он посмотрел на Землю из космоса в 2001 году. За это удовольствие бизнесмен заплатил 120 миллионов долларов и, по его признанию, ни разу не пожалел о потраченных деньгах. Всего Тито находился в безвоздушном пространстве почти 8 суток. Не обошлось без происшествий: при взлете у Тито были проблемы с сердцем, а на орбите, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. В обоих случаях квалифицированную медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев.

Пересели на «Союзы»

Совместные полеты на американских шаттлах продолжались до 2002 года. 16 января 2003 года произошла страшная трагедия. При заходе на посадку сгорел американский шаттл «Колумбия». На его борту находились 7 астронавтов, один из них – Илан Рамон – из Израиля. После этого случая американцы резко сократили свою космическую программу. Если до этого они ежегодно совершали по 5–8 запусков, то после – по 1–3. Американцы решили, что запуск шаттлов – слишком дорогое удовольствие: каждый обходился им в 1,5 миллиарда долларов.

Деннис Тито заплатил за полет в космос 120 млн. долларов и ни разу не пожалел о потраченных деньгах. Фото: Commons.wikimedia.org

Тогда же астронавты США начали активно летать в космос на российских кораблях. В 2011-м эксплуатация шаттлов вовсе прекратилась, единственным средством доставки астронавтов NASA и Европейского космического агентства остались «Союзы». В 2014–2015 годах на 8 российских кораблях слетали в космос в общей сложности 7 астронавтов из США.

За всю историю космонавтики на орбиту отправлялись 119 советских и российских космонавтов и 335 астронавтов из США. Наша страна организовала 133 пилотируемых полета, а Америка – 163. Всего же за пределами нашей планеты побывали 543 человека.