Об итогах уходящего сезона и предстоящих планах морских поисковиков рассказал руководитель центра исследований и консервации подводного наследия Петербурга Михаил Копейкин.
«Рабочая лошадка» из XVIII века
- Михаил Леонидович, летом в Выборгском заливе вы с коллегами подняли на поверхность грузовую барку конца XVIII века. Расскажите, что она представляет собой? Как проходили работы?
- Экспедицию организовал Институт истории материальной культуры. Дело в том, что в бухте Дальней, в 30 километрах от Выборга, началось возведение дамбы для швартовки газовых танкеров.
Известно, что в зоне строительства находились два объекта подводного культурного наследия - грузовая барка и купеческое судно. По закону, мы должны поднять их на поверхность. Барка - это старинный аналог современной баржи - деревянный плот с бортами, который перевозил грузы, в данном случае - гранит для зданий и мостовых Петербурга. Она лежала на дне в 250 метрах от берега - вместе с самими гранитными глыбами весом от 3 до 12 тонн. Погибших не было. Мы подняли элементы судна, а также шесть каменных блоков. На просушку, чистку и реставрацию уйдёт 2-3 года. После этого вместе с грузом барка будет выставлена в музее истории Кронштадта.
- Где-то ещё удаётся найти такие суда? В чём их ценность и примечательность? Ведь, казалось бы, обыкновенная баржа…
- Да, обычная «рабочая лошадка». На Руси их использовали повсеместно - от Петербурга до Дальнего Востока. На разных реках существовали различные их модификации. Но именно по той причине, что ничего выдающегося в них не было, до наших дней ни одна не сохранилась. Отсюда ценность поднятой барки! Аналогичное грузовое судно несколько лет назад выбросило на берег Ладожского озера рядом с Олонцом. Сейчас карельские археологи ведут переговоры со спонсорами о финансировании реставрационных работ.
- Второй объект, который вы подняли со дна Выборгского залива, - купеческое судно…
- Да, это каботажный, то есть ходящий вдоль берегов, торговый корабль XVIII века. Он лежал в 350 метрах от барки, занесённый донным илом. С помощью помпы мы размыли часть борта. Подняли некоторые фрагменты на поверхность. Нашли несколько печных изразцов - корабль вёз печи на продажу. Также обнаружили глиняные грузила для ловли рыбы, киянку корабельного плотника. Большинство печей, вероятно, члены экипажа впоследствии подняли: глубина тут небольшая - шесть метров. Никто из экипажа, надеемся, не погиб - поблизости находится каменная гряда.
Королевская яхта
- В Финском заливе много затонувших кораблей. Какие из них наиболее любопытные и ценные с точки зрения археологии?
- Только зарегистрированных объектов на дне залива - больше 300. Около 10% из них - идентифицированы. Из интересных я бы выделил 57-пушечный фрегат «Олег», затонувший в 1869 году под островом Гогланд. Он стоит в воде на киле, прекрасно сохранился, производит потрясающее впечатление. Второй - линейный корабль «Портсмут», построенный больше 300 лет назад по чертежам Петра I, затонувший под Кронштадтом. С него уже подняты несколько пушек, более 400 ядер, обувь, одежда. Наконец, шведские корабли, потопленные нашими войсками в Выборгском морском сражении в 1790 году, - русские пушки тогда в упор расстреляли неприятельскую эскадру и одержали блестящую победу. Известны координаты трёх шведских линейных кораблей, двух фрегатов и даже королевской яхты, на которой находился король Густав III, - он успел спастись. К сожалению, поднять эти корабли довольно проблематично. Всё упирается в недостаток средств.
- Что можно сказать про воду Финского залива? Насколько хорошо в ней сохраняются дерево, материалы?
- Вода холодная, почти пресная, соответственно она обладает хорошими консервирующими свойствами. Деревянные и иные конструкции в Балтийском море сохраняются практически в неизменном виде на протяжении сотен лет. В той же тёплой Атлантике, Карибском море дерево целиком съедает морской червь. Водолазы находят затонувший корабль, а на месте - только разбросанные металлические конструкции. В этом смысле нам очень повезло.