Примерное время чтения: 4 минуты
707

В плавках на Марсовом поле. Семен Спивак о том, что COVID ничему не научил

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты - Петербург 22/07/2020 Сюжет Проект «Адаптация»
Народный артист России Семен Спивак отметил 70-летие.
Народный артист России Семен Спивак отметил 70-летие. Предоставлено героем публикации

В этом году у художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке, народного артиста России Семена Спивака двойной юбилей. На днях он отметил 70-летие. Также исполнилось 30 лет его руководства «Молодежкой». Кстати, у самого театра в 2020-м тоже круглая дата  40 лет с момента основания.

Как же работает коллектив в «новой реальности»? Удастся ли наверстать упущенное из-за пандемии? И сможет ли культура в этот сложный период стать мостом, который объединит людей и поможет идти дальше?

«Три сестры» в масках?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Семен Яковлевич, ряд городских театров уже возобновили репетиции, а в Мариинском даже идут «живые» оперы и балеты. Когда же вы планируете начать сезон?

Семен Спивак: Артисты в отпуске, но жизнь в театре все это время не затихала. Если оценивать ситуацию реально, то начнем играть не раньше сентября. Сейчас думаем, как выполнить правила Роспотребнадзора. Зрителей необходимо рассадить в шахматном порядке, а на репетициях актеры должны соблюдать социальную дистанцию и использовать средства индивидуальной защиты. Представьте себе «Три сестры» Чехова, день рождения младшей Ирины – и каждая находится на расстоянии двух метров друг от друга, в маске. Абсурд. Недавно по телевидению я видел такую картинку. В Испании во время футбольного матча, чтобы создать иллюзию присутствия зрителей, на трибунах посадили манекенов. Футбол и театр по зрелищности и силе воздействия близки, но в театре это невозможно.

– Кстати, о зрителях. Социальные опросы показывают: сразу после открытия ждать заполненных залов не приходится. Слишком много сегодня у людей насущных проблем.

– Тем не менее, спектакль рождается только тогда, когда в зале сидит зритель, а режиссер, который ставит пьесу, в него перевоплощается. Даже великий Товстоногов говорил, что режиссер – полномочный представитель зрительного зала. И спектакль, если он получается, обязательно должен затрагивать проблемы, близкие публике. Потому что люди больше всего любят смотреть и слушать про себя. Гоголь писал, что искусство ставит зеркало перед природой. Другое дело, что мы там видим.

Без электронного посредника

– Вы даже как-то сказали, что в наши дни театр – один из последних видов искусства. Не слишком ли пессимистично?

– Разве не так? Сегодня театр едва ли не единственное место, где между сценой и зрителем нет электронного посредника. Идет разговор глаза в глаза, а не через кого-то. В XIX веке вообще считалось, что лучшая удача человека – иметь понимающего собеседника. Сидеть с ним и философствовать, просто разговаривать. К сожалению, человек ничему не учится и не извлекает уроки. Во время пандемии, которая еще продолжается, мы прошли через большие испытания, но, похоже, так ничего и не поняли. Недавно я проехал по городу. На Марсовом поле лежат десятки людей в купальниках и плавках. Загорают. Как это возможно? Загорать на кладбище? Это безнравственно, но многие об этом даже не задумываются.

– Вы известны бережной работой с классикой, однако, многие режиссеры сегодня ее радикально переделывают. А на критику отвечают, что это авангард, что искусство должно по–хорошему быть провокатором. Как вы относитесь к такой позиции?

– Проблема не нова, запад этим уже переболел и идет в обратную строну. Мы же, как водится, в догоняющих. Я верю в авангард. Но что подразумевает это понятие? То, что еще никто не видел. Однако, чтобы создавать вещи «на острие», надо иметь талант. Кроме того, такая работа не может быть массовой, в тренде. Мейерхольд был величайшим представителем авангарда, но не забудем, что он всегда оставался учеником Станиславского. У него была твердая основа, а когда она есть – можно посмотреть за горизонт. Великие говорили, что искусство должно быть немножко старомодным и никогда не забывать о человеке. Особенно в наше время, когда вокруг огромные скорости и развитие технологий. Даже Пикассо писал, что «у меня огромная школа, поэтому я могу отойти от классического понимания». Думаю, переиначивание классики – ошибочный путь. Литература, театр, музыка помогают оставаться человеком.

– Сегодня некоторые известные авторы открыто признаются, что уже пишут пьесы, книги о пандемии, борьбе человечества с коронавирусом. Возможно, что и вам предложат такой сюжет.

– Мой многолетний опыт говорит: если спектакль ставится на злобу дня, чаще всего остается только злоба. Не люблю произведений по горячим следам, потому что они не осмыслены. Не думаю, что быстро появятся хорошие пьесы, романы на эту непростую тему. Они будут – глубокие, с внутренней драматической пружиной, но лет через десять. Сейчас, скорее всего, можно рассчитывать на зарисовки.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах