Примерное время чтения: 8 минут
1025

Вместо моря – суды. Аферисты обманули более тысячи туристов из Петербурга

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и факты - Петербург 05/02/2020
Многим вместо поездки на море приходится обивать пороги судов и полиции.
Многим вместо поездки на море приходится обивать пороги судов и полиции. pixabay.com

Раннее бронирование, горящие туры, самостоятельное путешествие – каждый из нас выбирает тот вариант отдыха, который ему кажется более выгодным. К сожалению, во всех трех случаях никто не застрахован от аферистов. И тем, кого обманули, чаще всего не удается вернуть деньги за тур, в который они так не отправились.

Тур – аннулирован!

В середине лета 2019 года около четырех десятков семей в Петербурге узнали, что стали жертвами мошенников. Турфирма «СЛК ГРУПП», работавшая под вывеской «Слетать.ру» в ТК «Монпансье», закрылась. На двери оставили объявление, что офис закрыт, и номер телефона. Однако от звонков проку не было.

«Номер принадлежат Людмиле Шпаковской, оформлявшей мне горящий тур буквально за несколько дней до предполагаемого вылета - рассказывает пострадавшая Валентина Делибалтова. - А расчет производил директор фирмы Станислав Попов, именно ему я передала оплату за путешествие. Не получив обещанных ваучеров, мы с семьей отправились в офис, а там - объявление. Позвонила и узнала, что тур аннулирован. Женщина, даже не предложив другие варианты, предложила написать заявление на возврат средств – мол, вернут в течение 10 дней. В итоге мы потеряли 130 тысяч рублей, которые копили с мужем больше года на семейный отдых в Турции. Шесть лет на море не были!»

Дмитрий Кузьмин собирался на Анталийское побережье вместе с женой, детьми и тещей. Отдали за пятерых 181 тысячу рублей, которые также собирали по копеечке. Теперь вместо поездки на море им приходится обивать пороги судов и полиции.

Всего пострадало более 100 человек, а общая сумма ущерба превысила пять миллионов рублей.

«Мы подали заявление в ОБЭП и в суд. Нам помогают юристы. Надеемся, сможем вернуть деньги, - говорит петербуржец Артем Светличный, отдавший за путевки в Тунис полмиллиона рублей. Планировал отдых с женой, детьми и родителями. Они уже возрастные люди. Огорчать их не хотелось, и пришлось купить новые путевки - помогли друзья. Поэтому на отдых мы все-таки полетели - забавно, но тем же рейсом, каким собирались до этого».

Жертвы рекламы

Большинство туристов уверяют, что купились на активную рекламу и хорошую репутацию компании «Слетать.ру». А тем временем подозреваемые, хоть и под следствием, остаются на свободе. И через фейковые страницы в соцсетях даже продолжают продавать туры, увеличивая количество обманутых путешественников. Мы попытались получить официальный комментарий компании, но наши запросы и звонки были проигнорированы.

Другая история еще масштабнее. Осенью прошлого года в Петербурге закрылись семь агентств «Феном тур». По предварительным данным, от действий их руководителей и работников пострадали более тысячи человек. Оплату за путевки в офисах фирмы принимали только наличными, а договора заключали от лица липового агентства ООО «Развитие». Жулики вовсю рекламировали себя как представителей крупнейших туроператоров. Когда обман вскрылся, например, только у «Анекс-тур», работавшего через эту сеть, аннулировано более 100 неоплаченных заявок.

Сами виноваты?

Впрочем, не только пакетные туристы попадают в лапы аферистов. Буквально пару недель назад путешественники из Северной столицы Алина и Дмитрий чуть не остались ночевать на улице в Риме. А ведь пара заранее забронировала и полностью оплатила через «Букинг» аппартаменты.

«Из-за забастовки итальянцев наш самолет из Петербурга в Рим задержали. Мы предупредили, что приедем в апартаменты не к 17, как договорились изначально, а к 19 часам. Сообщение хозяин квартиры прочитал, но не ответил на него, - рассказывает девушка. - Были на месте, как и обещали, но там нас никто не ждал. Мало того - звонки и сообщения владелец игнорировал. В службе поддержки «Букинга» отреагировали безапелляционно – мол, вы сами виноваты в том, что опоздали. И… никак не помогли. Оплаченные апартаменты мы так и не получили, деньги нам не вернули».

Впрочем, этот центр бронирования давно критикуют не только туристы, но арендодатели. Многие отмечают, что условия сотрудничества сильно ухудшились, и уходят на другие площадки.

А руководитель турфирмы Евгения Коткас советует путешественникам обязательно проверять отзывы не только об агентстве, но и о сотруднике, который помогает в подборе тура.

«Мошенники часто меняют места работы, поэтому лучше набрать в поиске фамилию, имя агента и слово «мошенничество», - рекомендует эксперт. - Если от рук этого человека кто-то уже пострадал, информация всплывет. Хорошо бы проверить агента через поиск и по фотографии, ведь они нередко работают по поддельным документам. Фото можно найти в соцсетях. Лучше всего обращаться за путевками в проверенные близкими людьми фирмы».

Поэтому же принципу «пробивайте» и отельера. Вполне вероятно, что пара часов поисков спасут и ваш отпуск, и деньги.

Обращайтесь, поможем

«В 2019 году от петербуржцев в ведомство поступило 477 обращений. Основные жалобы - на предоставление некачественных туристических услуг, отказ в возврате денег за них, непредоставление трансфера, отказ в возврате средств за несостоявшиеся туры, - рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Марина Урванцева. - Управление провело проверки турфирм по жалобам и выявило массу нарушений. Наиболее часто встречаются неполное информирование туристов, отсутствие сведений о договоре страхования, ущемление прав потребителей. Обратившимся мы стараемся оказать максимальную поддержку. Перед обращением в управление или в суд потребителю обязательно нужно, в рамках досудебного производства, обратиться к туроператору с письменной претензией с указанием своего требования. В прошлом году нашим специалистам удалось помочь 22 пострадавшим. Они сопровождали их в судах, где было рассмотрено 12 дел. В пользу потребителей присудили более 3 млн рублей».

Сейчас плотно работаем с туристами, которых обманули в агентстве «Израиль Турс», осуществляющего деятельность на Невском проспекте. Здесь наше управление также готово выступить в суде в защиту пострадавших с целью возмещения морального и материального вреда.

Собирайте чемоданы с умом

Руководитель портала «Туристправ» Михаил Житнухин призывают туристов не лениться и максимально сократить количество звеньев между своим кошельком и отдыхом.

«В туристической сфере регулярно происходят определенные потрясения. Каждые два года случается крах крупных туроператоров. 2012 год - Ланта-Тур, в 2014-м - Нева, Солвекс, Лабиринт, Верса, Южный Крест, 2016 - Бриско, 2018 - Матрешка, Жемчужная река, Натали-турс. Во время затишья активизируются небольшие турагенства, - говорит специалист. - Потому что крупных операторов к уголовной ответственности не привлекает никто. И это воспринимается как сигнал для других фирм, которые понимают, что людей можно обманывать и при этом оставаться безнаказанными».

Это, к счастью, не массовое явление, но тенденция такая прослеживается.

«Зимой туры бронируются на весь год вперед. И мошеннические организации выдают себя за обычные агентства. Им на руку, что у некоторых туроператоров очень лояльные условия. Например, у «Туи» можно внести всего три тысячи рублей, и заявка будет закреплена. У других операторов -  перевести 20-30% от всей оплаты, и тур также будет забронирован. А уж окончательный расчет предполагается внести за две-три недели до вылета на отдых, - рассказывает Житнухин. - Кто-то этим пользуется - собирает зимой кругленькую сумму, а к лету исчезает. Как раз такая схема была применена руководством фирмы, работающей под вывеской «Слетать.ру».

Если между туристом и оператором есть еще одно звено в виде центра бронирования, рисков еще больше. «Букинг», «Ростур», «Слетать.ру»… В этом случае заплатить можно вообще в последний день. Поэтому важно, чтоб турист умел контролировать заявку. Только когда видите статус заявки – оплачено - можно собирать чемоданы.

Памятка туристу

  • Если вас обманули, обратитесь за помощью в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по адресу: ул. Стремянная, д. 19, каб. 111, 112 в приемные часы (понедельник с 15.00 до 17.00, среда с 10.00 до 12.00). Возьмите с собой паспорт, договор оказания туристских услуг, туристские путевки, а также документы, подтверждающие направление претензий в адрес туроператора.
  • За границей держите в доступе номер телефона Департамента ситуационно-кризисного центра МИД РФ, куда можете позвонить в экстренной ситуации: +7 (495) 587-88-60. Связаться с департаментом вы также можете по электронной почте dskc@mid.ru или с помощью мобильного приложения «Зарубежный помощник», которое работает и без доступа к Интернет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах