В минувшее воскресенье петербуржцы официально открыли велосипедный сезон – вопреки плохой погоде около пяти тысяч человек проехали из Рощино до Дворцовой площади на двух колесах.
Между тем, с велосипедным спортом Северную столицу связывает целая история. Ровно 120 лет назад, 27 апреля 1895 года, в Петербурге состоялось учредительное собрание общества велосипедистов-туристов. SPB.AIF.RU рассказывает, как из клуба велосипедистов выросло крупнейшее в стране общество путешественников.
Русский туринг-клуб
Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало крупнейшим в России объединением любителей путешествий и положило начало существованию «Российского общества туристов», а к XXI веку и «Туристско-спортивного союза России».
До XIX века путешествия в России были связаны с политическими или торговыми делами. Исследовать новые города просто так, «для души» мешало почти полное отсутствие дорог и нормального транспортного сообщения. А заграничные поездки затруднялись еще и тем, что требовали немалых вложений. В начале XIX век заграничный паспорт был очень дорог, а разрешение на выезд нужно было получить у императора лично. Впрочем, к концу века правила выезда упростились, и российские дворяне начали активно выезжать в Италию, Швейцарию, Германию и другие, преимущественно европейские страны. Тогда же в России открылось специальное издательство для публикации путеводителей по крупным городам России и зарубежья.

Понятие организованного туризма сформировалось в России к 1890 годам. Тогда же возникла идея создать Общество велосипедистов-туристов или Русский туринг-клуб. Изначально его целью было исключительно поощрение велосипедных поездок – велоспорт благодаря этому должен был обрести системность и массовый характер.
У истоков туринг-клуба был Николай Андреевич де Шарио – потомственный дворянин, член правления Санкт-Петербургского-Московского коммерческого банка, энтузиаст велосипедного туризма. Он и стал председателем правления клуба со дня его основания.
Юнкерам здесь не место
27 (15) апреля 1895 года в Петербурге по решению министра внутренних дел состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов и его официальное открытие. За месяц до этого был разработан и утвержден устав общества, который насчитывал 35 статей. В нем подробно были прописаны правила работы ОВТ, а отдельная статья разъясняла, кого не следует принимать в общество. Это состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера; люди, подвергавшиеся ограничениям прав по суду; административно-ссыльные; состоявшие под надзором полиции; профессиональные велосипедисты; учащиеся в учебных заведениях военного, морского и духовного ведомств.

Членство в туринг-клубе было пожизненным, а вступительный взнос равнялся двум рублям. В первый же год его работы было принято 157 новых членов, а представительства открылись в 24 городах России. К началу XX века появились представительства в 135 русских городах и еще восемь за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Гарлем, Милан, Мюнхен и Париж). Были заключены дружественные договоры с 12 заграничными туристскими обществами из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США и других стран. К 1903 году в Обществе туристов-велосипедистов состоял уже 2 061 человек по всей стране, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Петербургское отделение общества со 179 участниками было третьим по величине. На первом месте были Благовещенск (562 человека) и Владивосток (240 человек).
Так всего за пять лет работы Русский туринг-клуб стал крупнейшей туристической организацией России.
Те же и Толстой

По-видимому, работа эта себя оправдывала – на велосипедах стали кататься представители царской семьи, а еще двухколесный транспорт освоил Лев Толстой в свои 67 лет. Увлекшись велосипедом в 1895 году, он вскоре стал совершать поездки из Москвы и Ясной Поляны в Тулу. «За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это. Евгений Иванович отговаривал меня и огорчился, что я езжу, а мне не совестно. Напротив, чувствую, что тут есть естественное юродство, что мне все равно, что думают, да и просто безгрешно, ребячески веселит», - писал литератор в апреле 1895 года. «Теперь он здоров, все на велосипеде ездит и очень меня этим смущает, все говорят, что вредно», - сетовала в своих дневниках его супруга Софья Андреевна.

Триумфальным для общества стал 1899 год, когда его делегация приняла участие в Люксембургском международном конгрессе туризма. Там ОВТ приняли в международную Лигу Туристских Обществ. Тогда же прекратил свою работу журнал «Велосипедист» и было учреждено новое издание «Русский турист».
«Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству, - писала его редакция в передовой статье. - Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека».
Весной 1900 года на Мюнхенской международной спортивной выставке ОВТ было награждено золотой медалью за большие заслуги в развитии туризма. Интерес к путешествиям в стране очевидно нарастал, и одним велосипедным спортом уже нельзя было ограничиваться. Поэтому на базе Общества велосипедистов-туристов в 1901 году было создано «Российское общество туристов», которое отражало интересы и тех, кто предпочитает передвигаться на велосипедах, лошадях, лыжах, парусниках и байдарках.
Так завершилась короткая и яркая история Общества велосипедистов-туристов. А спустя 10 лет, в 1911 году Анисим Панкратов совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде, которое продлилось полтора года.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть