На прошедших в Бразилии Олимпийских Играх фехтовальщица на сабле Екатерина Дьяченко стала чемпионкой в командном турнире. Это золото стало первым для Петербурга на Олимпиаде в Рио. О том, как был налажен быт российских спортсменов, какой была атмосфера на соревнованиях и чего девушке не хватает для полного счастья, Екатерина рассказала в эксклюзивном интервью «АиФ».
В Рио - с борщом и котлетами
«АиФ-Петербург»: Екатерина, говорят, что вам в Рио выдали не ту медаль. Это правда?
Екатерина Дьяченко: Медаль мне вручили правильную, высшей пробы, весом 535 грамм. Правда, коробочку, которая к ней прилагается, дали от бронзы. Я это не сразу заметила. Руководители церемонии потом заменили футляр. Скорее всего, просто перепутали.
- А как были организованы соревнования, налажен быт, питание? Многие атлеты жаловались на скудное меню…
- Старты проводились на самом высоком уровне. Всё четко, по графику, работало много волонтёров, которые помогали и гостям, и спортсменам. С питанием сложнее. Наша команда тренировалась на базе в 70 километрах от Рио, жила в гостинице, где сервис и кухня были отменными. Был с нами и повар из России, который баловал борщом и котлетами. А вот в олимпийской деревне, куда мы переехали во время соревнований, рацион действительно был аскетичный.
- Пловчиха Юлия Ефимова выступала под свист агрессивно настроенной публики. Вы тоже ощутили давление?
- Нет, атмосфера во время поединков была очень доброжелательной, а на трибунах находилось много болельщиков из России. Хочу искренне поблагодарить и международную Федерацию фехтования, которая помогла им приехать в Рио. Вы не представляете, как это важно. Ты весь в напряжении, волнуешься и вдруг слышишь родное: «Катя, давай!» Сил сразу прибавляется. А уж как бразильцы болеют! После победы трибуны нас минут 20 не отпускали, скандировали «Рос-си-я!»
Ты весь в напряжении, волнуешься и вдруг слышишь родное: «Катя, давай!» Сил сразу прибавляется
Подруги-соперницы?
- Вы выступаете командой и в то же время - каждый за себя. Каково это, быть вместе и врозь?
- Наша команда сформировалась три года назад и сегодня мы – одно целое. Выиграли чемпионаты Европы, мира, не было только олимпийской медали. Теперь есть и она. У нас много общих тем, практически не ощущается и разницы в возрасте, хотя Софье Великой, например, 31 год, а Яне Егорян всего 22. Перед боем обычно кричим речёвку: «Один за всех – и все за одного!» Помогает завестись, ощутить азарт борьбы.
- Кстати, в четвертьфинале в личном зачёте вам противостояла Яна Егорян. Получается, подруги-соперницы?
- Мы знаем друг друга как облупленные, тренируемся вместе, и на этот раз удача повернулась в её сторону. Она очень достойный соперник. И потом, это же Олимпиада! Никто не уступит. Все борются, стараются. У Яны четвертьфинал получился лучше, но я не очень расстроилась. Во-первых, и «золото», и «серебро» разыгрывали наши девчонки. Во-вторых, предстоял командный турнир с сильным противником - украинской командой, победителями Олимпиады-2008 г. Знаете, удивительное дело: перед ответственным боем обычно глаз не сомкнуть. А здесь я спала, как младенец. Перед стартом сама себе сказала: «Ты готова, всё сделала, нужно выйти и хорошо выступить». К счастью, так и произошло.
- Вы из спортивной семьи. Родители - тренеры, старший брат - бронзовый призёр Афин в командной сабле. Ваша дорога была предопределена?
- Фехтованием я начала заниматься в семь лет в ДЮШ «Спартак». Сначала в секции рапиры, потом - сабли. Когда что-то стало получаться, перешла в Училище олимпийского резерва. В 15 лет выступала за сборную России. Кумиром был брат, я за ним тянулась, хотела стать такой же классной, как и он. Родители меня всегда поддерживали, приехали они и в Рио. Накануне решающего боя я с ними виделась, а брат прислал огромное сообщение со словами напутствия. Всё это тоже придало уверенности.
- Сейчас борьба позади. Наверное, хочется отдохнуть?
- Чего по-настоящему очень хочется, так это в декретный отпуск. Мой муж - пловец, тренер. И мы созрели для ребёнка. Лишь этого мне не хватает. Не стану загадывать, но затем попробую вернуться в фехтование. Ведь спорт дал мне всё: от характера, закалки, здоровых привычек - до финансового благополучия. Хочу обратиться к молодым людям, которые колеблются, идти им в спорт или нет. Идите обязательно: это большой труд, ограничения, но и радость, эмоции через край, шанс «жить здорово».
- У вас за плечами две Олимпиады. Не видите себя в роли тренера?
- Пока - нет. Объясню почему. Это невероятный труд, вырастить с азов чемпиона. Имеют значение и амбиции. Я, например, точно захочу, чтобы ученик повторил мои результаты или достиг большего, а это сложно. Трудно даже найти такого ученика. Поэтому пока могу поработать консультантом, поделиться опытом и советами. Также мечтаю открыть в Петербурге школу Дьяченко - пустить фамилию на доброе дело. Моя семья много сделала, чтобы в Петербурге появилась золотая олимпийская медаль по фехтованию, так что будем крепить традиции. Хотелось бы, чтобы этот вид спорта стал популярным во всем городе. Ну а личный план – следующая Олимпиада. Уже сегодня надо думать о Токио-2020.