Первую в России высокоскоростную магистраль (ВСМ) между двумя столицами планируют ввести в эксплуатацию до 1 апреля 2028 года. После её запуска время пути между Москвой и Санкт-Петербургом составит 2 часа 15 минут. Но за оперативность придётся заплатить – сколько именно, сейчас обсуждается, но дешевле того же «Сапсана» поездка на «Белом кречете» явно не будет.
Цена и время
Понятно, что впереди – ещё три года, и в финансовую модель заложены инфляционные ожидания, и тем не менее первые ценовые расчёты уже произведены. Предполагается, что специально разработанный для этой магистрали электропоезд «Белый кречет» по дороге будет делать остановки в двух региональных столицах – Великом Новгороде и Твери. Доехать до столицы Новгородской области из Петербурга можно будет примерно за 1800 рублей, до Твери – уже 7600 и, наконец, до Москвы фактически 9 тысяч рублей. Причём эта стоимость актуальная только на 2028 год, позже – в 2029-м и 2030-м – цены ещё подрастут, и билет по маршруту Петербург–Москва составит сначала 9400, а потом и 9900 рублей.
Много это или мало? На данный момент стоимость проезда между двумя столицами на «Сапсане» (идёт чуть более 4 часов) начинается от суммы чуть менее 3 тысяч рублей, и хотя VIP-места могут стоить и дороже 20 тысяч, но в среднем цена билета находится в районе 3–5 тысяч рублей. С учётом инфляции за 3 года «Сапсаны» тоже подорожают, но вряд ли догонят по стоимости поезда ВСМ. Примерно в той же ценовой категории находятся и перелёты из Петербурга в Москву, хотя с учётом времени до аэропорта и обратно даже этот вид транспорта будет проигрывать по оперативности.
Впрочем, многие эксперты предполагают, что после запуска ВСМ выбор для путешественников сократится. Если не все, то часть «Сапсанов» с маршрута точно будут сняты.
Сейчас РЖД рассматривают множество вариантов использования скоростных поездов «Сапсан» после запуска магистрали.
«Сапсан» точно не останется без работы. У нас огромная страна с огромной сетью. Есть много направлений, где уже сейчас эксплуатируются электропоезда «Финист» и «Ласточка» со скоростью 160 км/ч. Скоростной поезд на этих направлениях, безусловно, будет востребован. Мы не единожды подступали к вопросу, где бы он мог эксплуатироваться, и всегда идёт спор, потому что вариантов много», – сообщил замглавы монополии Иван Колесников.
Стоимость проекта
Стремление РЖД сделать выбор в пользу более быстрого, но и более дорогого «Белого кречета» можно понять – строительство ВСМ дело затратное (тем более что менее скоростные поезда, те же «Ласточки», «Авроры» и традиционные пассажирские составы, никто снимать не будет). На данный момент общая стоимость проекта оценивается в 2,3 трлн рублей. Это фактически два годовых бюджета всего Санкт-Петербурга. Глава Минтранса РФ Роман Старовойт уже поставил этот проект в один ряд с такими знаковыми для страны объектами, как Крымский мост и инфраструктура сочинской Олимпиады. Деньги предполагается вложить из ряда источников – кроме РЖД и коммерческих структур, Ленобласть потратит 10 миллиардов, а Петербург в качестве акционерного взноса запланировал на 2025–2027 годы выделение 30 миллиардов рублей. Кроме того, добавят в общую казну Тверская и Новгородские области.
По прогнозу уже в первый год запуска ВСМ должна будет перевезти порядка 12 млн пассажиров, а к 2029 году пассажирский поток вырастет до 23 миллионов.
«В утренние и вечерние максимальные часы плотности пассажирского движения поезда будут отправляться через каждые 20 минут», – рассказал главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов.
В будущем ожидается и дальнейшее увеличение. Ведь как сообщалось ранее – после строительства ВСМ между Москвой и Петербургом должны последовать такие же скоростные магистрали из столицы России в Минск, Казань и Сочи.
Исторические здания
На данный момент власти Петербурга уже согласовали архитектурный облик терминала для приёма и отправления «Белого кречета» – он появится рядом с Московским вокзалом. На конечном пассажирском терминале будут находиться шесть специализированных платформ, обустроено шесть спецпутей и три островные платформы для обслуживания не менее 42 пар поездов ежедневно. Место прибытия городских электричек перенесут – на ТПУ Волковская, а новый терминал обустроят на месте исторических складов Кокорева. Поскольку здания по закону должны быть сохранены, то их планируется «вписать» в общее функционирование терминала. К примеру, приезжать пассажиры будут прямо внутрь старинного кирпичного здания. Чтобы обеспечить транспортную доступность нового терминала, предполагается построить автомобильный тоннель под железнодорожными путями, а также сделать новый выход со станции метро «Лиговский проспект».