В эти дни в Петербурге отмечается 10-летие Фонда Гартов. Для молодых музыкантов города это название - не пустой звук. Многие из них благодаря фонду получили стипендии, новые инструменты, возможность поучиться за границей и участвовать в конкурсах. Немцы поддерживают Консерваторию и школу-десятилетку при ней.
А начиналось все со случайного разговора бывшего нашего земляка Аркадия Цинципера, воспитанника школы и Консерватории, с графом Андреасом фон Бернстофф, владельцем замка в Нижней Саксонии. Это был 1992 год На одном из фортепианных вечеров в замке Александр за бокалом вина рассказал, как трудно живется русским студентам. Какие-нибудь десять марок вполне могли бы им помочь! Аристократ воодушевился, он и его друзья - любители музыки и России, создали фонд. Название он получил по местечку Гартов, резиденции аристократического рода. Немцы давали кто сколько мог и выплачивали 250 стипендий по 10 марок. Через пару лет на десять марок уже ничего нельзя было купить. Благотворители перестроили работу.
Они проводят ежегодные внутриконсерваторские конкурсы на премии фонда. Огранизуют мастер-классы в Петербурге ведущими европейскими профессорами. Проводят концерты студентов в Германии. Финансируют участие петербуржцев в мастер-классах и конкурсах за рубежом. Приобретают для Консерватории инструменты (к примеру, лучший в городе рояль "Стенвей") и реставрируют старые, покупают ноты и книги. Осуществляют социально-гуманитарную помощь.
Про "Про-Европу"
Как это делается? Приходит, например, к Ларисе Попковой - российскому координатору фонда, студентка-флейтистка Валя Меркулова. Она играет на плохоньком инструменте, который у нее с первого курса. Мама у Вали врач, отец погиб, он был морским офицером. Денег на инструмент нет. Составили письмо, в ответ фонд купил флейту. Многие ребята получили отличные инструменты. Но даже на международных конкурсах нашим часто приходится играть "на дровах", где уж тут тягаться с западными исполнителями, которые выходят со скрипками Гварнери, предоставленными банком. На Западе такая благотворительность - обычное дело.
О многих конкурсах наши и не слыхали. Так, существует конкурс "Про-Европа", на котором присуждаются премии молодым талантам во всех областях искусства, науки. Выдвигать кандидатов может только организация. Фонд выдвинул уже трех наших музыкантов, и лауреатами престижнейшего конкурса стали пианист Паша Райкерус, баянист Саша Матросов, флейтистка Олеся Тертычная.
Примеров гуманитарной помощи студентам и преподавателям не счесть. Добавка к пенсиям профессорам зачастую больше, чем сами пенсии. Есть статья расходов "помощь при операциях", за ее счет было сделано несколько операций, покупаются лекарства. Фонд до последнего помогал студентке, у которой обнаружился рак крови. Есть статья, по которой можно получить экстренную материальную помощь. Немцы оплачивают питание троим юным музыкантам с Украины. На их деньги отремонтировали туалеты в школе-десятилетке и класс, с потолка которого обвалилась штукатурка.
Обломовщина?
Немцы проявляют большую активность, а наши часто похожи на Обломова, которому даже ради своего блага лень пошевелиться. Так, фонд дает стипендии иногородним учащимся школы и Консерватории. В школе с января дети получают по 70 евро. В вузе претендентов до сих пор не нашли!
Наши студенты активны, когда нужны деньги. А когда цель достигнута и надо отчитаться, превращаются в обломовых. Так, очень захотел поехать на конкурс "Красный квартет". Фонд поездку организовал, но вернувшись, ребята даже не заглянули в офис, чтобы поблагодарить. А ведь добились успеха, заняли третье место. Есть шесть стипендий, которые дают возможность месяц-два поучиться на Западе. Условие - написать по итогам поездки маленький отчет. Не допросишься!
Откуда деньги?
Психология наших людей потребительская: они богатые, так должны помогать. Никак не усвоится простая истина, что никто никому ничего не должен. А деньги и у "богатых" с неба не падают. Все, кто поддерживает Фонд Гартов, - работают очень напряженно. Даже, между прочим, граф. К тому же в этом году его угодья сильно пострадали от наводнения.
Средства на первую русскую консерваторию собирают, к примеру, так: приглашают наших дать несколько концертов - вот только что уехали "гастролировать" шесть юных дарований из школы-десятилетки. После концертов идет сбор средств. Многие члены фонда исправно переводят деньги. Клаус Мартин Вольф, владелец агентства рекламной печатной продукции, вместо традиционных рождественских подарков труженикам фирмы перечисляет (с их согласия) деньги в Консерваторию.
Основная идея Фонда Гартов - чтобы российские музыканты, получив всестороннее образование и поддержку, послужили отечеству. Но многие из тех, кто увидел возможности западной жизни, из России уезжают. Некоторые уже нашли места в немецких оркестрах.
Гартовцы продолжают свою деятельность. Они надеются, что и в России у людей искусства будут условия нормально работать. Они также идеалистически верят, что их усилия поддержат русские меценаты.
Смотрите также:
- Звёзды будущего. Как юные петербуржцы завоёвывают Европу →
- ...Оперная прима «возьмется» за молодежь? →
- Задание на послезавтра →