Каждый зарабатывает адреналин по-своему

   
   

Недавно в издательстве "Профессия" вышла книга "Каскадерские байки" Николая Сысоева, одного из самых известных постановщиков трюков.

Каскадер - это на всю жизнь

- Николай, ведь это уже вторая твоя книга. С чего началось писательство?

- Однажды я готовил к съемкам трюк. И вдруг понял, что сделать его можно в десять раз проще и дешевле. С тех пор начал записывать такие случаи, и с годами скопился материал для первой - "Настольной книги каскадера". Я еще называю ее "надиванной", так как писалась она в перерывах между съемками, на отдыхе. Сейчас она переиздается в Москве большим тиражом и называется "Искусство трюка". Оказалось, что такой литературы у нас просто не существовало, и во ВГИКе она принята как учебное пособие по трюковой подготовке актеров. Мне уже предлагали защищать по ней кандидатскую диссертацию, и я, наверное, буду этим заниматься. Ведь моя дипломная работа на психологическом факультете петербургского университета называлась "Методы отбора и подготовка каскадеров-профессионалов".

- Почему же именно психфак?

- Скорее всего инерция, тяга к учению. В юности сдуру поступил в Электромашиностроительный техникум, закончил его с красным дипломом и задумался, что делать дальше. Дай, думаю, пойду в Институт физкультуры Лесгафта. Он мне после техникума показался просто домом отдыха: занимайся тем, что тебе нравится. Ну я и занимался, и закончил досрочно. А учиться привык, еще хочется. Узнал, что есть спецфакультет университета, и туда:

- Как приходят в каскадеры с точки зрения психологии?

- В основном из спорта. Выступления, соревнования, соперничество рано или поздно заканчиваются, а острых ощущений уже не хватает, кровь бурлит, хочется еще и еще. Это, конечно, не массовое явление, но наилучший вариант. Про худшие и говорить нечего: в криминальной хронике мелькают имена бывших спортсменов. Каждый зарабатывает свой адреналин по-своему. Я семнадцать лет плотно занимался борьбой, мастер спорта по дзюдо, мог бы, наверное, и тренером работать, но: как не бывает бывших мастеров спорта - это звание дается пожизненно, - так и не бывает бывших каскадеров, это на всю жизнь.

Не заявиться ли к Гиннессу?

- И сколько у тебя фильмов?

- Сейчас уже более двухсот пятидесяти. Кстати, в Книге рекордов Гиннесса написано, что американский каскадер Вик Армстронг - абсолютный чемпион в своей области, так как снялся в двухстах двух картинах. Думаю, надо бы заявиться: В картине Самвела Гаспарова "Забудьте слово "смерть" я сделал девяносто шесть трюков, и, поверь, это были не прыжки с табуретки.

- Есть ли среди твоих трюков рекордные?

- На упоминавшейся выше картине мы с Олегом Корытиным впервые в стране выполнили подсечку лошади с двумя всадниками. В американской ленте "В империи орлов", снимавшейся у нас, мне довелось совершить падение в ущелье с подвесного моста - тридцать метров свободного полета. А при съемках фильма "Груз без маркировки" я "прокатывался" под колесами идущего поезда. Это единственный трюк, который снился мне потом несколько лет.

- Тяжелые травмы случались?

- Бог миловал. Вообще, я считаю, что есть люди, приносящие удачу, и есть другие. Я отношу себя к первым, и те ребята, что со мной работают, чувствуют это. Травм у нас практически не бывает. Готовимся тщательно. Хотя как-то раз на картине "Ричард Львиное Сердце" споткнувшаяся подо мной лошадь перекатилась через голову. Через мою. Тогда мне выбило несколько позвонков, но через две недели я опять сидел в седле, потому что считаю: раз такое произошло однажды, то потом уже долго не случится, и нечего особо бояться.

- А самому поактерствовать не хотелось?

- Ну, в кадре я лицом изображал уголовников, новых русских. Да и вряд ли меня с моей борцовской физиономией пригласят играть профессора консерватории: А вообще-то, по моим наблюдениям, 90 процентов проблем любой кинокартины создают актеры: их плохое настроение, капризы, интриги, запои, скандалы. Но поскольку каждый кадр можно переснять десятки раз, то тут, на мой взгляд, любой сыграет. Так что мои "эпизодные" опыты для меня не более чем игра. Зато каскадер сфальшивить не может - слишком непредсказуемыми могут быть последствия. Хотя если говорить о некоторой смене амплуа, то, каюсь, грешен: написал два сценария, которые сейчас находятся в работе. Один вполне серьезный - по следам того шоу, что наша команда показывала в Египте, оно так и называлось - "Каскадерское шоу". А второй - с некоторой, скажем так, подковыркой - об эстрадных певцах, мире шоу-бизнеса, который я не перевариваю всей душой. Вот уж где фальши и позы предостаточно!

- Получается, что все в твоей жизни так или иначе связано с кино?

- Я проработал в нем без малого тридцать лет. Это лучшие годы, я буквально жил кино. Все, чего достиг, - благодаря ему. Наверное, уже никогда в жизни мне не придется по шестьдесят раз в году взлетать на самолете, срываясь по первому звонку в незнакомый город, падать бессчетное количество раз, выполняя трюк. И все это - чтобы не сорвать съемку, не подвести группу. В кино постоянно приходят другие люди - режиссеры, операторы, художники, ну и каскадеры. И чтобы кто-то вновь не наступил на "грабли", я и написал свои книги.

Смотрите также: