Примерное время чтения: 7 минут
237

Юрий Грымов: «Патриот - это тот, кто говорит правду»

«Подлость - это подлость, она не связана с национальностью», - считает известный кинорежиссер Юрий Грымов.

Столкновение культур

- Юрий, почему вы выбрали именно питерцев?

- Случайно получилось, я не так давно поймал себя на мысли, что у меня две русские роли играют питерцы. Бычкова-то я с самого начала хотел, еще на стадии сценария, а вот на роль Майора мы очень долго искали актера. Перепробовали многих известных и малоизвестных. Алексей Полуян, ставший популярным после картины Балабанова «Груз 200», стопроцентно «попал».

- Есть разница между американскими и русскими актерами?

- Вот говорят про «русскую актерскую школу», а включите телевизор с этими ужасными сериалами, и вы увидите «школу». Катастрофа. Любой режиссер подтвердит, что с каждым годом все труднее искать единомышленников, актеры предпочитают сниматься сразу в трех сериалах, даже студент театрального института начинает разговор с денег. А в Америке мегазвезды могут сниматься бесплатно, если кино для них интересно и принципиально. Американские актеры, которые работали у меня, дали 50%-ные скидки на свои гонорары, потому что им показалось важным «высказаться» на актуальную тему: мир стал сумасшедшим, и все мы чужие.

- Дали скидки, при том что ваша картина - антиамериканская?

- Мне не хочется, чтобы люди восприняли фильм как антиамериканский. Он рассказывает о столкновении культур, это гораздо глобальнее. Я считаю, что нужно бережно относиться к культуре другой страны, не пытаться навязывать свою. Взаимопроникновение происходит на добровольной основе. А когда американцы считают себя людьми «первого эшелона», тем самым они дистанцируются от всех, навязывают не только свою мораль и идеологию, но и силу. Из-за этого гибнут люди. Мы начали делать «Чужих» два года назад, и неожиданно оказались провидцами в том, что случилось в Абхазии.

После того как я снял «Казус Кукоцкого», мне захотелось повариться в дне сегодняшнем, потому что сейчас очень мало современных российских фильмов. Могу назвать разве что «Ассу» Соловьева, «Иглу» с Цоем - это все, что, на мой взгляд, «про сейчас». «Чужие» - это актуальная история о том, что мораль интернациональна: если это подлость, то подлость, и она не связана с национальностью, так же как и терроризм.

«Не превратиться в животное»

- Ваша съемочная группа - редкий пример толерантности: русские, американцы, арабы. «Столкновения культур» не наблюдалось?

- Мусульманская часть Африки, где мы снимали, изменила мое представление об арабском мире. Эти люди добрее нас. Я понял, почему. Ну, к примеру: вот мы говорим о чем-то некрасивом, а потом - стелим половичок и вспоминаем о чем-то хорошем. И так пять раз в день. Возникает тормоз, он не позволяет обратиться в животное, в беса, который постоянно грешит. Плюс - отсутствие алкоголя, наркотиков: с 1976 года за наркотики там полагается смертная казнь. Понравилось, что люди остаются арабами, а мы, по-моему, забываем, кто мы, во всяком случае, если судить по нашему кино и телевидению.

Люди даже толком не отреагировали, когда началась война с Грузией, ведь по ящику - сплошное веселье. Многие россияне, к сожалению, воспринимают телевидение как некий контакт с внешним миром, а ведь он осуществляется с позиции «минус»: веселье до упаду, а рядом - горе. Это пир во время чумы.

- Не боитесь показаться антипатриотом?

- Почему я не могу говорить правду? Мне кажется, что человек, который говорит правду - не только хорошую, но и плохую, - он и есть патриот. Я пытаюсь быть максимально честным хотя бы перед собой, в своих фильмах.

- И вы выход знаете?

- Надо убрать культ денег, насмеяться над гламуром, ну, это же просто обертка без содержания. Культ денег возник в 90-х. Он сместил все моральные ценности: если ты при бабках - молодец, красавец. Если бедный - ты урод. И не важно, что ты, к примеру, хороший отец...

Девушки мечтают выйти замуж за олигарха, а не за любимого. Любая скажет: «Ой, как тяжело жить! Я готова выйти замуж ради денег». Они не стесняются это произносить, считают нормальным, совершенно спокойно продают себя.

Когда падает слюна...

- Долгое время вы были известны как клипмейкер. Не собираетесь возвращаться к старому?

- Это прошлое не только для меня, но и для всей страны. В России нет шоу-бизнеса, его разрушили. Все артисты стремятся петь только на заказниках, на днях рождения, там они зарабатывают деньги.

- А в чем вы видите свое творческое будущее?

- Надеюсь снять детский фильм, потому что детского кино нет вообще. Я поймал себя на мысли, что не могу назвать хотя бы один российский детский фильм за последние 10 - 15 лет. А что такое 10 лет? Чье-то детство прошло без национального кино. Ниша заполняется американским.

- Надеетесь вернуть современных детей к нашим фильмам?

- Задача трудная, потому что за эти упущенные годы сформировался вкус. Трудно противостоять большой машине американского кино, которое занято собой, но очень хочется остаться русскими и обсуждать какие-то наши темы. Получается какой-то виртуальный мир: дети в школе знакомятся с русской культурой, с Достоевским, а в паузах смотрят американские фильмы, с американским настроением, темпераментом, словами. Я не антиамериканец, но считаю себя русским человеком, и очень хочется остаться с этим пониманием.

Недавно я прочитал исследование, посвященное кино­зрителям, и меня поразило, что 53% взрослого населения вообще не интересуется кино. А ведь это легкий простой жанр, в котором можно найти все: и интересное, и важное.

- А каков ваш зритель?

- Мой зритель не тот, который в зале ест попкорн и похож на собаку Павлова: на экране зажигается свет, слюна падает, начинает жевать. А когда выходит из кинотеатра, сразу забывает, что смотрел. Мне этот зритель неинтересен, и я ему тоже, мы не встречаемся. Тот, который мне интересен, будет согласен или не согласен со мной, с ним что-то произойдет после фильма «Чужие».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах