Примерное время чтения: 6 минут
1825

«Тот, кто гасит свет»: триллер о провинциальном маньяке

Режиссер: Андрей Либенсон

Сценарий: Андрей Либенсон, Олег Осипов

Актеры: Андрей Гуськов, Екатерина Вилькова, Артур Смолянинов, Андрей Смоляков, Екатерина Редникова

Снимать психологический триллер про маньяка – при всей кажущееся легкости на самом деле занятие сложное и неблагодарное. Тут ведь не надо изобретать велосипед и гнаться за какими-то новациями. Сам жанр предполагает использование схожих сценарных ходов и изобразительных средств – с некоторыми вариациями, конечно. Тут всегда есть маньяки, которые независимо от национальной принадлежности и временного периода, как правило, действуют примерно одинаково, а частенько и вовсе копируют «подвиги» своих предшественников.  И есть охотники за ними -  в большинстве случаев это невыспанные, хмурые  стражи порядка, которые чуть ли не сами сходят с ума от нервного истощения и чувства бессилия, когда с тобой играют в прятки, а глаза у тебя завязаны.

Именно на этом выстроено целое направление в итальянском кинематографе, получившее название «джиалло». Его виднейшим представителем является легендарный Дарио Ардженто. А в американском кино все давно придумал Хичкок, а закрепили его уроки авторы таких ставших уже классическими фильмов, как «Семь», «Бессоница» и «Молчание ягнят».  Именно поэтому каждое новое выступление в этом жанре заранее обрекает себя на неизбежные сравнения и обвинения в плагиате, вторичности. Но сложность, конечно,  состоит не в том, чтобы спокойно выслушивать упреки критиков, которых хлебом не корми - дай только что-нибудь с чем-нибудь сравнить, а в том, чтобы  сделать кино, которое даже самого искушенного зрителя, неоднократно видевшего подобное на экране, держало бы в напряжении до самого финала.

С этой точки зрения картине дебютанта Андрея Либенсона «Тот, кто гасит свет» особенно досталось. Заранее скептически настроенные к российскому кино, а уж тем более к «первому российскому триллеру», критики уже успели назвать ее «нелепейшей пародией». Да с точки зрения языка кино ничего особенного тут нет: крупные планы хмурых лиц, детские фото с проколотыми глазами и висящие в темной комнате куклы – это все мы видели, и не раз. Есть вопросы и к логике происходящего.  Как могли питерские «менты» повесить на имитатора все убийства девочек, если тот в итоге сам под запись признался, что он имитатор? Почему убийца сначала спокойно выпроваживает девушку Анну  из машины, а потом уже едет за ней в номер к капитану Моисееву, чтобы там выстрелить ей спящей в грудь? Почему он вдруг решает изменить себе и снова убить местную девочку именно тогда, когда в Светлогорске оказался питерский опер: вместо того чтобы спокойно дождаться, когда того выдворят из города, благо все к тому шло? Трудно поверить и в откровенную сцену между Моисеевым и Анной: девушка явно в истерике, ей плохо, у нее убили сестру, она так красиво плачет, а через секунду уже эффектно "раздвигает ноги". Секс тут явно понадобился не измученным, нервно истощенным героям, а авторам фильма, которые, кажется, вставили эту сцену для «галочки» - чтобы, как говорится, было все как у людей. Странным выглядит и бездействие, которое долгое время проявляет Моисеев по отношению к местному художнику: налицо ведь абсолютно все признаки, что убийца он. Неужели, заметив, как тот собирается провожать девочку из школы, опытнейший оперативник не устроил бы за ним и за этой девочкой слежку??? И, наконец, каким образом Моисеев вообще мог встать и ходить на следующее утро после того, как его изметелили ногами десяток выпивших русских мужиков?

Но вот что самое удивительное – несмотря на все это, фильм удивительным образом не раздражает. На самом деле логика большинства таких картин – вещь очень хрупкая и изменчивая, равно как и собственно логика психопата-маньяка. Вопросы возникают всегда, и всегда на них разные люди могут дать разные ответы. Этим «Тот, кто гасит свет» и хорош: зритель тут постоянно задает вопросы, сам ищет и подставляет какие-то версии, спорит с авторами, но едва ли он до самого финала найдет ответ на вопрос, кто же убийца. Либенсон очень грамотно, по всем законам жанра водит нас за нос: подводит факты один к одному, мы радостно кричим «Горячо!», а оказывается, что там-то как раз холоднее всего. В итоге фильм хочется досмотреть до конца – и это на самом деле главный критерий успеха такого кино: если зритель заинтригован,  на критиков можно плевать с высокой колокольни.

И уж тем более такое право имеет Алексей Гуськов, великолепно сыгравший капитана Моисеева. Сказать, что он один вытягивает этот фильм нельзя: тут, повторим, есть и интрига, и тревожная, напряженная атмосфера. Но то, что без него это кино потеряло бы многое – факт совершенно очевидный. Он сыграл не супергероя, а именно измученного уставшего человека, который отчаянно сопротивляется тому болоту, что окружает его, но постепенно в нем вязнет сам. И в этот образ веришь от и до.

То, как показано это болото нашей правоохранительной системы и российской глубинки – вообще одно из очевидных достоинств картины Либенсона. «Тот, кто гасит свет» очень точно и тонко передает провинциальный быт и трудно объяснимую логику его уклада. И в первую очередь фильм страшен не кровавыми убийствами, а той правдой жизни, с которой тут показано моральное запустение и одичание людей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах