Кумир военных
- Алексей Геннадьевич, зрители воспринимают вас как этакого киношного злодея, особенно после «Таежного романа». Не хочется сломать стереотип?
- «Таежный роман» действительно громкая работа. Если в судьбе каждого артиста, дай Бог, случается одна такая, это уже хорошо. После нее я был лучшим другом пожарных, моряков, пограничников, летчиков - вообще всех, кто носит форму. (Смеется.) Мне очень не хочется что-то повторять, тиражировать. Но это мои «хотелки». Есть данное мамой и папой лицо и некий такой образ. Хотя я этим летом снимался во Франции, режиссер не знает, что я «съел волка» в России. И я играл дирижера, человека очень мягкого....
- Согласитесь, что образы отрицательных персонажей намного ярче, а вот показать добро так, чтобы это было убедительно, довольно сложно.
- У Александра Митты есть книга «Кино между адом и раем», где он говорит, что герой ДЕЙСТВУЮЩИЙ всегда интереснее и для режиссера, и для зрителя, чем просто носитель абстрактных идеалов. А как воплотить чистую идею света и добра, никто не знает. Поэтому у Достоевского огромное количество романов, но «Идиот» один, да и там спорно все очень.
- Но почему все-таки российские зрители больше любят «обаятельных мерзавцев»?
- Наверное, история у нас такая. К тому же в России очень агрессивные телевидение и кинематограф.
- А может, потому, что даже в злом персонаже люди ищут что-то хорошее?
- Люди ничего не ищут. Это вы заблуждаетесь. Искусство, прежде всего, - развлечение. Человек идет в кино, садится у телевизора, чтобы просто развлечься. Он видит на экране какой-то знакомый образ, соизмеряет себя с ним. Тогда жизнь кажется не такой серой: родился, женился, учился, умер...
- Звучит довольно цинично. А художникам в таком случае искусство зачем?
- Каждый настоящий художник творит собственный мир. А творить - это самое прекрасное ощущение человека. Любого.
Страх уродует людей
- В прокат недавно вышел ваш новый фильм «Тот, кто гасит свет». Чем эта история отличается от сотни других «ментовских» историй?
- «Тот, кто гасит свет» - попытка снять жанровое кино, а именно триллер. Да, в принципе, обычная «ментовская» история, которые мы видим на наших телевизионных экранах с утра до вечера, тиражирумеые и так и сяк. То же отделение милиции, тот же преступник, тот же следователь... Но есть в этом фильме и философская мысль, которая приподнимает картину на другую высоту.
А мысль эта заключается в том, что страх корежит человеческую личность, рождает круговую поруку. Мне кажется, в этой картине все очень талантливо сложено, моими партнерами были замечательные актеры.
- В фильме есть сцены драки, поставлены трюки. Вы сами все это делали или привлекали каскадера?
- Там, где мог, сам делал. Где совсем было травмоопасно - каскадер. Многие артисты сейчас участвуют в различных цирковых программах на ТВ, а у меня была здесь возможность попробовать достаточно сложные трюки: например, подняться по трубе на третий этаж. Было очень скользко, и меня страховали ребята-альпинисты. С Артуром (Смоляниновым. - А. К.) мы висели на семиметровой высоте. В кино этого не ощутишь, потому что камера сверху, но это действительно высоко, и есть момент риска. Мне было интересно проверить: смогу я или нет. Вроде ничего, еще пока могу.
- Критики говорят, что в картине «Тот, кто гасит свет» удалось очень верно показать жизнь маленького города, в котором люди с ума сходят от нереализованности.
- Вот именно, нереализованности. Ведь с чем еще был связан успех «Таежного романа»? Там показана история трех семей, живущих в военном городке. А ведь вся страна в советское время представляла собой маленькие военные городки. Очень тяжело в переходное время пришлось именно мужикам. И вот эта мужская ответственность, решительность в характере Миши Ефремова, в моем характере и в башаровском подкупила зрителей. Эти образы сильных мужчин при оружии очень узнаваемы для большого пласта российского населения. А женщины жили при хозяйстве и любви. Все было как-то так очень правильно сделано.
«Уважаю искания сына»
- Работа важная, но не единственная часть жизни. Как отдыхаете в свободное время?
- Я трудоголик. Абсолютно. И очень быстро начинаю скучать без работы.
- Наверное, даже дома с вашей женой, Лидией Вележевой, говорите о профессии?
- Нет, об этом мы не говорим. Редко работаем вместе, ну, может, пара антреприз и порядка трех фильмов. Хотя это не из каких-то принципов, просто так судьба сложилась. Знать заботы ее коллектива мне не очень интересно, а мне вываливать ей свои проблемы - зачем? Семья - это место, где ты можешь просто побыть слабым.
- Кто-то из детей пошел по вашим стопам?
- Дочка Наташа окончила институт, работает в английской фирме. Сейчас кризис бабахнул, я звоню, спрашиваю: «Ну что, как там у тебя?» - «Ничего, держимся, все в порядке». Старший сын Володя учится в Вахтанговском. Мальчик со способностями, а дальше что получится - посмотрим. Сейчас вот фотографией увлекся. Я уважаю его искания, потому что династии - это все ерунда, просто до какого-то времени у ребенка нет другой матрицы, кроме матрицы родителей, он ее и клиширует. А уже потом, если хватает мужества, он делает другое.
Я уважаю поиски сына, потому что мама уважала мои поиски. Я тоже снимал кальку с родителей: выбор был - или инженером стать, или военным. Об актерстве никто и не думал. Поэтому сначала был технический институт, а уж потом театральный.
Вообще скажу так: самое сложное в жизни - угадать свои способности. Если попал - будешь счастливым независимо от количества денег.