Недавно Грымов закончил работу над очередной картиной «Чужие». Проект международный — кроме русских в фильме снимались американские актеры, а съемки происходили в Египте. Действие происходит в наши дни в некоей восточной стране, на территории которой идет война. Главные герои — американские врачи, которые приехали с благотворительной миссией, но неожиданно попали в водоворот событий... Премьера намечена на ноябрь. С картины мы и начали разговор.
«Из насилия не выйдет ничего хорошего»
- Юрий, вы, что называется, попали в струю. На фоне последних событий фильм, критикующий американцев, выглядит очень актуально.
- Делать фильм «Чужие» мы начали еще два года назад и неожиданно оказались провидцами в том, что случилось в Южной Осетии. Но мне бы не хотелось, чтобы люди восприняли фильм просто как антиамериканский. Эта картина рассказывает о столкновении культур, а культура все-таки шире политики. Мы пытаемся сказать о том, что нужно очень бережно и аккуратно относиться к культуре другой страны и не пытаться навязывать ей свою. Из насилия ничего хорошего не выйдет.
Другое дело, что именно Америка сейчас ведет такую политику. И последствием этого стали события в Южной Осетии. То, что там произошло, просто ужасно. Никто об этом не говорит, но мы потеряли грузин надолго. Не Саакашвили, который взял на себя такую ответственность и такой грех, а грузин, людей с богатейшей культурой, которые исторически были рядом с нами. Поверьте, ближайшие 15 лет никто здесь и не вспомнит про грузин, и прекрасный фильм «Мимино» у нас не будут показывать.
- Но почему из множества тем была выбрана именно эта?
- Но не все так однозначно. Вот вы восхищались профессионализмом американских актеров, занятых в картине.
- Они вели себя просто потрясающе. Когда мы собрались на совещание в гостинице, американские актеры пришли с ноутбуком, сценарием и пятью ручками. Я спрашиваю: зачем вам пять ручек? Они: а вдруг одна перестанет писать? А знаете, с чем пришли обсуждать работу русские актеры? С баночкой пива. При всей симпатии к последним могу конститировать только одно: детский сад. А американцы меня очень поразили.
Очень важный момент — я не ставлю крест на всей Америке. У нее потрясающие писатели, художники, богатая культура. Просто я снял историю, в которой показал, что мораль все-таки интернациональна. И подлость в любой стране будет подлостью.
«Главное -остаться собой»
- А вот египтяне, напротив, устроили вам на таможне проволочки, задержали на несколько дней оборудование.
- Египтяне устроили проволочки на таможне... А здесь, в России? Ведь все то же самое происходит! Везде бывают казусы какие-то, форс-мажоры. Я вообще изменил свое отношение к арабам, прожив в мусульманской части Африки. Мне очень понравилось. Мы очень жесткие, а они добрее нас. И я понял, почему многие из них остались людьми и не разрушились — им очень помогает молитва. Вот мы сейчас можем с вами говорить о чем-то некрасивом, но когда постелим половичок и помолимся, то обязательно вспомним что-то хорошее. И если делать так пять раз в день, как положено по мусульманскому обычаю, это становится каким-то тормозом, который не позволяет тебе превратиться в животное. Еще очень импонирует отсутствие алкоголя и наркотиков.
В общем, люди остаются сами собой, в отличие от нас. Мы, по-моему, уже забыли, к какой национальности принадлежим.
- И какие же последствия ждут нашу «загнивающую» росиийскую цивилизацию?
- Мы не загниваем, просто мне кажется, нужно сместить акценты. Убрать культ денег, разобраться с гламуром...
- Чему-то, может, даже поучиться у тех же мусульман?
- Да я не думаю, что есть сильная необходимость учиться у кого-то. У нас своя культура богатейшая. И потом мы многонациональная страна. По Питеру ходишь — вон сколько национальностей. Ничего, как-то уживаются! И это естественно.
- То есть вы не боитесь показаться патриотом? Это нынче как-то не модно.
- Я вообще не понимаю, что значит быть патриотом - какое-то определение для меня совершено не определяющее. Я рассуждаю с точки зрения, комфортно мне или некомфортно. Мне не нравятся картины, которые идут в прокате. Я искренне не понимаю шутки ниже пояса. Патриот, мне кажется, это тот человек, который говорит правду. И не только приятную. Я пытаюсь быть максимально честным. И, прежде всего, в своих глазах, не в ваших.
«Хочу снять детское кино»
- Сейчас известные актеры соревнуются — у кого больше гонорары. Вам не кажется, что большие заработки только расхолаживают?
- Я могу сказать, что практически 90 процентов российских актеров, получающих большие гонорары, их реально не отрабатывают. Потому что они параллельно работают на трех работах, снимаются в трех сериалах и не готовятся к ролям. С каждым годом, и это любой режиссер скажет, все труднее и труднее искать актеров, потому что очень трудно найти единомышленников, а не просто людей, которые хотят заработать много денег. Если вы посетите любой институт и попытаетесь вывести на откровенный разговор молодого человека, который хочет быть актером, он будет говорить с вами о деньгах.
- Вы сами ищите деньги на картины?
- Да. Я считаю себя независимым режиссером и продюсером. В том смысле что не завишу от каналов, на меня не давят зрители и прокатчики. Я делаю то, что хочу. Если искать сравнение, то можно привести пример Тарантино. Он такой же - не плывет по течению, у него есть свой зритель, на которого он и ориентируется.
- Критика на вас не давит? К вам сложное отношение, сами знаете.
- Я очень мало видел в своей жизни конструктивных критиков. Они же мало что смотрят! Они вообще не знают, что происходит в современном кинематографе. И притом многие из них просто ангажированные. Они привыкли получать за слово. Если им не платят, зачем вообще работать? Абсолютно российское отношение, рабское. Мне безразлично, что они говорят обо мне. По этой же причине я отказываюсь от участия в фестивалях — мне кажется, фестивальное движение пришло в тупик. Картины, которые там показывают, абсолютно оторваны от зрителя.
- Вы будете рекламировать свою новую картину?
- Я считаю, что есть кино, которое не нужно сильно рекламировать. Могу объяснить, почему. У нас в России как ни кино, так блокбастер. Ну это глупость, потому что блокбастер — это всегда очень большой бюджет. Таких картин проходит одна или две в год. Мы не видим необходимости в такой подаче, потому что у нас кино серьезное, актуальное. Тот зритель, который нас интересует, не жрет поп-корн и не ржет во время сеанса. Да, конечно, на «Чужих» надо идти в кинозал, потому что вы увидите звук, свет и все остальное. Но под пиво фильм не пойдет.
- Юрий, работа над картиной подошла к завершению, впереди премьера. Чем будете заниматься дальше? Есть какие-то новые замыслы?
- Есть. Я хочу сделать кино для 10-летних детей, потому что современного российского кино для детей нет вообще. Я не думаю, что вы назовете хоть один, снятый за последние 10 лет. А что такое десять лет? Представьте, молодому человеку 10 лет, еще через десять ему будет уже 20. Значит, он прожил все детство и юность без национального детского фильма. Ниша заполнилась американскими... Поэтому работаем сейчас над этим, ищем деньги, ищем инвесторов. Это не так легко, хотя, мне кажется, коммерчески он может быть даже еще более выгоден — семейный просмотр, к тому же детские фильмы очень долго живут на DVD.
- Известность вам принесли рекламные ролики и музыкальные клипы. Клипы для вас — это уже прошлое?
- Это прошлое для всей страны. В России нет шоу-бизнеса, его разрушили. Все артисты поют только на заказниках, на днях рожденья, скоро будут петь на похоронах у олигархов. Все заняты только зарабатыванием денег. Какие стадионы, какие клипы? Я не снимал их лет 5-7. Это не интересно, а главное, никому не нужно.