Никто не любит город так, как реставраторы

   
   

Мастера фирмы "Интарсия", те cамые, которые отреставрировали Ангела на Александровской колонне, колесницу Славы на Главном штабе, сейчас вплотную занимаются декоративными украшениями его знаменитой арки. Украшения эти можно было увидеть, если, проходя под аркой, задрать голову. К ним относятся также фигуры воинов, богинь Славы и воинские трофеи на фасаде арки, выходящем на площадь. Сейчас все это убранство демонтировано и находится в мастерских. Ну а создано оно было, как и колесница, в 1828 году по рисункам Росси скульпторами С. Пименовым и В. Демут-Малиновским. Изготовлены тем же самым Александровским чугунолитейным заводом Кларка. Если вспомнить "страшные" рассказы реставраторов, как халтурно была сделана колесница Славы, можно представить их опасения перед началом работы над декором. И действительно, когда они увидели его вблизи, то сначала взвыли, а потом употребили весь запас ненормативной лексики. Не верилось, что "такое" можно восстановить за короткий, оставшийся до юбилея, срок. Но "никто не любит город так, как мы, реставраторы".

Наследство господина Кларка

- По документам все декоративные украшения арки должны были быть сделаны из меди, на самом деле на 75 процентов оказались из кровельного железа! - рассказывает автор проекта реставрации Владимир Сорин. - Чтобы восполнить украденное господином Кларком, пришлось купить пять с половиной тонн меди. Кроме того, даже имеющиеся медные части были прибиты железными гвоздями, а ведь еще в древности знали, что если такой контакт увлажняется, то сталь быстро ржавеет. В результате нам достались железные лохмотья. Сама медь Кларка оказалась совсем не английской, как было объявлено, а русской - мы нашли клеймо "Сибирь", принадлежащее Демидовской мануфактуре на Урале. Медь плохая - хрупкая, расслаивающаяся, да еще и в шесть раз тоньше, чем по документам. На некоторых деталях дырок было больше, чем металла, весь этот декор держался в основном за счет большого количества слоев масляной краски, которой он был покрыт.

Кларк задал нам еще одну, совсем уж неожиданную задачку: среди декоративных украшений арки насчитывается пять одинаковых полос, так вот на четырех все элементы - венки, щиты, шлемы, орлы и прочее - одинаковые, а на пятой - отличаются. Нам кажется, разгадка такова: декор изготавливался новым по тем временам методом - медная деталь должна была делаться по чугунной форме. Но чугунная - дорогая. Исследования показали, что Кларк вместо чугунных использовал дешевые смоляные формы. Слабая смоляная не выдержала и разрушилась, по ней ведь нужно было изготовить десятки одинаковых деталей. Очевидно, чтобы сделать пятый ряд украшений, кто-то слепил Кларку новый комплект моделей.

Рисковый мистер

Украшения арки начали падать на головы прохожих практически сразу же после их установки (то же самое происходило и с колесницей Славы). В архиве сохранилось множество похожих донесений: "Сверху упали детали большого двуглавого орла (венка, шлема и т.д.), волею Божьей никого не убило". Реставраторы рассказывают, что горожане время от времени приносили им поднятые под аркой детали. А сколько было унесено на память или для сдачи в утиль! Один полковник, на машину которого свалился изрядный кусок, прибежал к мастерам с претензиями.

- Декор все время разрушался, а ведь памятник молодой, всего 170 лет, - говорит Владимир Григорьевич. - Декор постоянно ремонтировали, проволочками прикручивали, пять серьезных реставраций провели. Удивительно, конечно, что такой важный памятник, да еще напротив императорского дворца - и такая халтура! Кто же был этот шотландский инженер Кларк? Авантюрист, энергичный, рисковый человек, сейчас таких тоже много, Россия проходит похожую фазу зарождения капитализма. Такое впечатление, что, поживя в России, Кларк посчитал, что русским неизвестны такие простые инструменты, как отвес, уровень, штангель, даже магнит. А также понял, что чиновники, визирующие важные документы, ничего в них не понимают и сами, ближе чем на сажень, к памятнику не подойдут. Главное, что деньги освоены, торжественное открытие состоялось, награды получены, а дальше - забудьте. Между прочим, Кларк строил и первые в России пароходы - некоторые из них потонули, мосты - некоторые, например у Чевакинской колокольни, - рухнули, отливали на его заводе и чугунные перекрытия Зимнего дворца после пожара 1837 года - иные тоже оказались непрочными:

Системная реставрация

Эрмитаж нашел спонсора реставрации, который дал необходимую сумму. Но произошло это поздновато, летом, а объем работы уж очень велик. Можно было бы отказаться, да душа болела - вдруг доверят такой фирме, которая в этих условиях сделает плохо. И хотелось все-таки эту фантастическую по сложности задачу решить самим.

Разработали точнейший, чуть ли не поминутный, график движения деталей - от момента, когда "руина" попадает в руки мастеров, до того, как обновленная деталь оказывается в покрасочной камере и затем, готовенькая, занимает свое место в декоре. Сделано уже 260 больших элементов убранства, а вообще-то надо 500. И вот только сейчас отступил страх, что не успеют. Работают, правда, по 12 часов с редкими выходными. И уже волнуются, ведь пора заниматься проектом крепления обновленного декоративного убранства к арке. Задача сложнейшая. "Арочка-то уже не молоденькая", как говорит Сорин. Монтаж запланирован на конец марта - начало апреля. Обновленное убранство предстанет во всем своем великолепии, многие годы можно будет любоваться им без риска, что куски всей этой роскоши упадут на голову.

Смотрите также: