Капризный петербургский климат, повышенная влажность и транспортная загазованность мегаполиса пагубно влияют на памятники Северной столицы. Однако ещё больший «вклад» в уничтожение мировых шедевров вносят сами горожане.
Как перестать быть варварами в собственном городе, «АиФ» рассказала Надежда Ефремова, хранитель с 40-летним стажем, замдиректора по научной работе Государственного музея городской скульптуры.
Ножом по грифонам
- Первый скульптурный монумент в России появился именно в Санкт-Петербурге - это всемирно известный Медный всадник. С тех пор мы стали столицей монументальной скульптуры, а наша реставрационная школа - одной из самых сильнейших на планете.
И особенно горько говорить, что такого массового агрессивного отношения к памятникам со стороны горожан я не встречала ни в одном другом европейском городе. На реставрацию выделяются колоссальные средства, однако нередко уже на следующий день мы вынуждены снова проводить работы по восстановлению.
У меня такое ощущение, что в городе поставлена «задача» уничтожить грифонов на Банковском мосту. Буквально на следующую ночь после того, как была проведена реставрация этих скульптур, возобновлена позолота, поверхностный слой содрали острыми ножами, оставили надписи, царапины. Молодёжь, которая учится в расположенном напротив престижном финансовом университете, отмечает все свои влюблённости, сдачу экзаменов на Банковском мосту. Убирают соединительные швы в скульптурах, чтобы заложить туда записки и монеты, которые окисляются и разъедают чугун. Мы достаём из грифонов пригоршни мелочи!
В этом году по-прежнему страдают кони Клодта на Аничковом мосту. И каждый раз вандалы становятся всё изощрённее, например, используют баллончики с краской с более мощным напором. Полностью уничтожить её с постаментов невозможно из-за зернистой структуры камня, остаются разводы. А коней у нас «красят» иногда по 20 раз за год. При этом убрать следы вандализма могут исключительно реставраторы с помощью научно разработанных технологий, просто взять и «почистить» памятник водой и мылом - неэффективно. Не так давно службы благоустройства так «помыли» бюст Ленина на Каменноостровском проспекте, 21, что потом нам пришлось специальными компрессами вытягивать эту «смывку».
Истёрли лучшие скульптуры
Видя, как сами горожане обращаются с памятниками, их примеру следуют и туристы. Люди взбираются на памятники, хватаясь за декоративные детали, в надежде сделать удачное фото.
Больше всего достаётся скульптурам львов на Адмиралтейской набережной. Выполнены они из тонкой листовой меди, без опорного жёсткого каркаса, и чтобы испортить скульптуру, продавить поверхность, достаточно веса ребёнка. А у нас туда забираются группы по 5-6 человек! Кроме того, «в поисках счастья» гости города и петербуржцы истёрли лучшие скульптуры города.
Натирая до золотистого блеска руки, носы и прочие части бронзовых скульптур, они тем самым снимают защитный слой патины и открывают поверхность для разрушительной внешней среды. Появляются «язвы» - так называемая бронзовая болезнь. Дико, что потереть «на счастье» скульптуры рекомендуют некоторые гиды и путеводители. До бронзовой болезни доведён памятник Пржевальскому, где с завидным постоянством натирают изображение верблюда, скульптуры Менделеева на Московском проспекте, Петра I в Петропавловской крепости, Грифонов на пристани у Академии художеств и другие.
Прекрасно, когда появляются традиции, связанные с памятниками, но почему они носят столь разрушительный характер?
Вы даже не представляете, какое количество битого стекла мы собираем у Медного всадника! Как традиция фотографироваться у мирового шедевра приросла обычаем бить о камень бутылки и бокалы?
При этом большая часть вандалов - это обычные горожане, которые уничтожают скульптуры мимоходом, просто не понимая, к чему ведут их поступки. Многие делают это в благородных порывах.
Так, сердобольные люди кормят голубей в парках вблизи монументов, а прикормленные птицы превращают памятники в насест. В итоге экскременты пернатых распадаются, превращаются в кислоты и разъедают поверхность скульптур. Яркий пример тому - памятники Пионерам-героям в Таврическом саду и Пушкину на площади Искусств. В Европе, чтобы избежать этой проблемы, установлены специальные металлические шипы. В Петербурге проводился опрос среди горожан, как они отнесутся к установке такой защиты, если при этом птицы могут быть травмированы. Скульптуры в этом поединке проиграли.
Между тем элементарное просвещение помогло бы нам сохранить один из самых красивых городов на планете. Тогда нам не пришлось бы ежегодно составлять специальную «смету на вандализм».
Кстати
В Ленинграде случаи вандализма были большой редкостью. Лишь однажды варвары попытались сбросить с постаментов мраморные скульптуры в Летнем саду. Тогда этим случаем занимался
КГБ.