Рыбаков оштрафуют, но не остановят

   
   

Письмо читателя:

Чем мы хуже альпинистов?

Давно хотелось поделиться своими мыслями насчет спортивной подледной рыбалки. В последнее время СМИ сделали из нас каких-то монстров, которым не интересны ни нужды налогоплательщиков, которыми мы сами являемся, ни риск спасателей. Странно слышать с экрана, как превозносят риск альпинистов, покоряющих вершины, и бесстрашие яхтсменов, для которых удовольствие выйти в штормовое море или отправиться в кругосветку при неослабном внимании, а в случае необходимости - безоговорочной помощи всех спасателей мира. И наряду с этим постоянная критика, даже какая-то злость, желание пресечь, НЕ ПУЩАТЬ, штрафовать любителей подледного лова. Хотя и те, и другие, и третьи реализуют свое право на отдых.

Много есть профессий, связанных с экстремальными условиями труда. Это пожарные, милиция, спасатели и еще целый ряд других. Я что-то не слышал, чтобы руководство пожарной охраны говорило, что для предотвращения пожаров надо выбрасывать спички и сигареты, или руководство ГУВД заявляло, что работает по собственным выдуманным инструкциям. А вот от руководства МЧС мы слышим, что они присвоили себе право выбрасывать из вертолета ящики и буры. А по какому праву выкидывают мои личные вещи, или, может, в дальнейшем мне хотят компенсировать потери? Если вертолет перегружен, то для того чтобы взять еще людей, я сам выброшу громоздкие вещи, но ведь разговор идет, как правило, о 5-10 спасенных.

Понятно, что проблему надо решать. Но сделать это денежными штрафами и запретами, не удастся. Рыбаки, как и прежде, будут убегать от вертолета по льду, затрудняя работу спасателей. Не спасут и бесконечные повторы по радио про то, что толщина льда "всего 10-15 сантиметров", он в трещинах и выход на него опасен (лед такой толщины держит группы людей, а одного человека выдержит и лед в 4 сантиметра).

Может, проще давать объективную информацию о состоянии льда путем регулярных облетов водоемов, как это делает ГИБДД по состоянию движения и пробкам в городе? А еще проще дать контактный телефон, куда бы звонили сами рыбаки и сообщали о состоянии льда. Затем по радио или ТВ давать эту информацию наряду с прогнозом погоды. Когда рыбаки поверят в правдивость информации, резко сократится число выезжающих в опасных направлениях.

Естественно, среди рыбаков найдутся и те, кто считает себя самым умным. Тогда уместен вопрос о наказании. Это может быть действительно штраф, и немалый. Весь вопрос в том, как его применять. Почему бы не сделать, как в старом Административном кодексе: три раза за год наказание по мелкому хулиганству автоматически влечет уголовную ответственность. Так и здесь - два раза провинившийся заносится в компьютер, а на третий раз штраф.

И не забывайте, что для многих рыбаков улов - средство к существованию. Нет нашей вины в том, что со страстью все в порядке, а со льдом плохо.

Рыбак

Власти города и области в этом году в очередной раз надеются воплотить давнишнюю свою мечту - с помощью законов и штрафов остановить рыбаков-любителей, которые в нарушение запретов выходят на лед Ладожского озера и Финского залива. Впрочем, "фанатов" подледного лова эти меры вряд ли остановят.

Бить только рублем

В конце февраля была создана специальная рабочая группа с участием всех заинтересованных сторон: МЧС, исполнительная и законодательная власти. Группа должна разработать проекты нормативных документов, призванных решить рыболовную проблему.

Как нам рассказали в Северо-Западном региональном центре по делам ГО и ЧС, под эгидой которого работает группа, сегодня есть два варианта борьбы с рыболовами-нарушителями. Во-первых, надо принять меры, чтобы в принципе не допускать их на лед, когда это запрещено. Будут ли это специальные патрули или "блокпосты", еще никто не решил. Во-вторых, планируется решить финансовый вопрос. Самый простой путь - штрафы с нарушителей. Тут вроде и благие примеры имеются: с 5 января в Псковской области введен штраф в 10 МРОТ за выход на лед. По оценкам наблюдателей, это действует, и число желающих порыбачить на тонком льду Онежского озера значительно сократилось. Серьезные штрафы, как мы сообщали, ввела администрация Волховского района. Несколько другой вариант - разработать схему, чтобы рыбаки, которых вынуждены спасать с оторванных льдин, хотя бы частично компенсировали затраты на их спасение.

Свои предложения рабочая группа представит в середине марта, однако польза от этого вызывает сомнения. Решить проблему рыбаков-любителей на законодательном уровне пытаются не первый год. Специалисты МЧС неоднократно разрабатывали и представляли на суд властей свои законопроекты. Но все не получалось и до сих пор никто не знает, как на практике остановить рыбаков.

- Вы представьте, идут тысячи рыболовов. Кто их будет отлавливать или заворачивать? - заявляют петербургские спасатели-практики. - Что, колючую проволоку протаскивать или цепью милицию по берегу ставить? Где же столько милиции набрать? А уж получить штраф с рыбака - дело крайне сложное и хлопотное.

Те работники МЧС, кто непосредственно снимает рыбаков со льдин, злятся, конечно, на своих "клиентов", но ни о каких законах не думают. Им бы бензина получить да технику обновить, и будут спасать. По мнению представителя питерского Управления по делам ГО и ЧС Андрея Алябьева, в корне решить проблему вообще смогут лишь сами рыбаки, которые станут сознательными и не будут на лед выходить, если это запрещено. Тоже похоже на утопию, но есть ли иной путь? Рыбакам все нововведения властей вроде безразличны, подледный лов для них не блажь, а образ жизни, отказываться от которого они не собираются. р3> Не за рыбой, а за удовольствием...

Конечно, для рыбака приятно похвалиться тем, что за день наловил пару сотен "хвостов" корюшки или 50 кило окуней. Но главное все же сам процесс. Собраться спозаранку, загрузиться в машину и с песнями и прибаутками катить навстречу рыбалке. На берегу главная неприятность - кордоны "гибонов" (уж простят работники ГИБДД за такой оборот, не мы - народ сочинил) и рыбинспекторов, которые снимают штрафы с едущих по льду рыбаков. И тут наглядный урок для тех, кто верит в штрафную панацею и пользу от береговых кордонов. Никакой профилактикой и не пахнет - как и на любой трассе, это просто мзда инспекторам. В основном "рыболовный" тариф сегодня 100 рублей. Впрочем расценки растут. Например, возле Крениц дежурящие на выезде у берега гаишники и Рыбнадзор просили по 300 рублей. Ту же сумму на прошлой неделе требовали милиция и рыбинспектора в Волховском районе. Столкнувшиеся с ними рыбаки-автомобилисты давали газу и уходили по льду в ближайшие протоки.

Для того чтобы избежать инспекторской напасти, многие едут на встречу с рыбалкой "на собаках", то есть на электричках. Дальнейшая часть рыболовной эпопеи интересна только самим рыбакам - где ловили, на что ловили, какой клев и улов: Все это обязательно проходит на фоне экстремальных обстоятельств: тонкого льда, промоин, трещин и торосов, затопленных снегоходов и прочей техники. Ведь ЧП, о которых рассказывают СМИ, - всего лишь надводная часть айсберга. Каждый день случаются сотни мелких происшествий, не менее опасных для жизни. Как заметил депутат Госдумы Сергей Попов, "люди, которые выходят на лед, прекрасно понимают, что могут погибнуть и оставить детей сиротами". Понятно, что для тех, кто осознанно идет на подобный риск, штрафы - просто еще одна "специя" в остром блюде рыбалки. И получается, что сверху исправить ситуацию с рыбаками ну никак не получится. Они могут остановиться только сами, но это уже вопрос к особенностям национального характера, который так просто не изменить.

P.S. Из Интернет-форума рыбаков, свидетельство очевидца, февраль 2001 года: "...Такой автокорриды я никогда не видел и, думаю, не увижу. Лед от берега отжало метра на 3-4. Картина: по колено в воде стоит человек двадцать. За 200 метров "шестерка" начинает разгоняться, со льда срывается в воду, вода через крышу, на лету тачку подхватывают на руки и выкидывают на берег, и так несколько машин подряд. Но это первые, кто приехал со льда раньше, а вот как переправлялись последние, я даже не представляю, потому что каждая тачка отламывала 30-40 сантиметров льда.

Смотрите также: