Морская столица с обвисшими парусами

   
   

Первое впечатление часто обманчиво. Почти загородная тишина, заиндевелые деревья и Финский залив, закованный в лед до самого горизонта. Кажется, что яхт-клуб впал в зимнюю спячку, лишь голые флагштоки гнутся под порывами морского ветра.

Узлы вяжем, лодки чиним

- Нет, мы не в спячке, у нас и зимой идет работа, - говорит директор Санкт-Петербургского центрального яхт-клуба Юрий ЯНИН. Телеги, а точнее лодки, готовят именно зимой. С декабря по март в мастерских кипит жизнь. Яхтсмены вбухивают в свои суденышки все заработанные за год деньги, ведь их увлечение - одно из самых дорогих.

Кстати, сложившийся благодаря западным фильмам образ владельца яхты как богатея, попивающего на палубе шампанское в окружении полуголых девиц, не всегда соответствует истине. Есть, конечно, и такие, но большинство у нас - гонщики, спортсмены. А это в основном представители обычного среднего класса, которые являются настоящими фанатиками моря и парусов. На свою страсть они не жалеют ни денег, ни сил.

Кроме подготовки лодок к летнему сезону, зимой яхтсмены еще и учатся. Тренажеров здесь нет, из практических навыков постигаются только морские узлы. Остальное - летом. На теоретических занятиях изучают навигацию и управление яхтой. Делают это прилежно, несмотря на то что многим ученикам уже давно за сорок.

- В зарубежных портах не обращают внимания на то, из какой ты страны, - рассказывает Юрий Петрович. - Там смотрят, в каком виде твоя яхта да как ты подошел и пришвартовался. Если сделал все хорошо, то отношение нормальное. Но наши ребята плохо в порт не входят - школа у нас отличная. Нигде не опозоримся.

Дайте десять баксов

Перманентным отсутствием денег нынче никого не удивишь. Но тем более обидно, когда разбазариваются имеющиеся средства. Вот как-то городское руководство очнулось - с яхтами в Петербурге, оказывается, не все в ажуре! Собрали комиссию, пригласили специалистов из-за бугра и родили рекомендации по развитию яхтенного спорта. Только проку от этих рекомендаций - ноль. Юрий Петрович даже голос повысил: "Денег столько угрохали на этих консультантов! Да мне бы дали хоть 10 баксов, я бы их к реальному делу приспособил, потому что я-то знаю, на что в первую очередь их потратить. Дали бы 20 долларов - вообще бы горы тут свернул. А уж если миллион: Да все равно таких денег не будет".

Яхт-клуб - предприятие заведомо убыточное. Деньги здесь зарабатывать особенно не на чем. Для катания праздной публики спортивные яхты не шибко приспособлены, хотя руководство с пониманием относится к попыткам яхтсменов заработать таким образом.

Одним словом, сложившуюся ситуацию процветанием назвать трудно.

- Опыт показывает, - вздыхает Юрий Петрович, - что выживают только те яхт-клубы, которые имеют собственную верфь. Верфь была и у нас, ведь наш клуб существует аж с 1860 года! Но во времена "наглого капитализма" она отделилась и стала самостоятельной структурой, после чего обанкротилась. Сейчас там все растаскивается, смотреть жалко. А нам приходится выкручиваться без верфи. Спасибо, хоть мастерские имеем. Единственное реальное богатство, которым располагает старейший яхт-клуб, это территория. И охотников до нее не счесть. Пока от них удается отбиться, но долго ли еще клуб продержится?

Что мы теряем

Казалось бы, закройся Петербургский яхт-клуб, большинству горожан от этого ни тепло, ни холодно. Однако все не так просто.

Во-первых, стыдно. Петербург возводился как столица морской державы. Именно морской, иначе незачем было перевозить сюда трон из Москвы. Поэтому морские традиции в нашем городе сильны как нигде. И раз уж нам досталось от дедов что-то действительно хорошее, то негоже это губить. Ведь проблемы яхт-клуба не кажутся неразрешимыми, надо только, чтобы город уделил им должное внимание, а не полагал, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Во-вторых, невыгодно. Во всем мире яхт-клубы являются прекрасной "аттракцией", собирающей толпы туристов и пополняющей городской бюджет. Можно вспомнить Пуэрто-Банус в Испании или Порт-эль-Кантауи в Тунисе, где причалы для яхт окружены множеством кафе, там устраиваются представления, продаются сувениры, в общем, делается бизнес, от которого немалые отчисления идут на развитие города. Ну хорошо, Испания и Тунис - это Средиземноморье, там тепло. Но вот Стокгольм на севере, а там с яхтами тоже все в порядке!

С набережной Приморского парка Победы на наш яхт-клуб открывается великолепный вид, вполне можно было бы обустроить уголок, откуда горожане и туристы могли бы любоваться парусами. И красиво, и выгодно.

Нельзя также забывать о немногочисленных, но богатых путешественниках, передвигающихся по миру на собственных круизных яхтах. Тех самых, где шампанское и барышни в бикини. Сейчас они наш город посещают редко. И в числе прочего тому виной бедность яхт-клубов. Хотя интерес к Петербургу со стороны яхтсменов есть. Доказательством служит такой факт: количество спортивных яхт, останавливающихся в Петербурге, за три года увеличилось в 20 раз! А круизные суда принимать еще проще, и они вполне могут приходить к нам из той же Швеции, Германии или Голландии.

И, наконец, в-третьих. Скоро 300-летие города, празднование которого будет гораздо тусклее, если в нем не примут участие красочные яхты со всего мира. Только представьте: парад парусов на Неве, гонки, художественное маневрирование. И это ведь не только красиво. Прагматики могут посчитать, сколько будет выпито пива и съедено сосисок во время такого шоу.

Но если уже сегодня не уделить внимания проблемам яхт-клуба, то все эти планы так и останутся лишь планами. Конечно, есть и более насущные вопросы - дороги, коммунальное хозяйство, строительство, но согласитесь, Санкт-Петербург без яхт-клуба уже не будет гордой морской столицей. И повернется ли тогда язык называть себя продолжателями дел Петра I?

Смотрите также: