16 мая Большому театру кукол исполняется 70 лет. Народный артист Владимир Кукушкин работает в театре более пятидесяти. Кукольник - артист особый, его не знают в лицо. Чтобы пояснить, о ком речь, скажу, что Кукушкин был бессменным Жаконей на ленинградском телевидении. В прошлом году Владимир Владимирович получил высшую театральную премию города "Золотой софит".
Ну а за границей за виртуозную работу с куклой критики величали его "Паганини". Кукла существо мистическое. Есть такое поверье: тот, кто работает с ней, не стареет. Могу засвидетельствовать - у меня было полное ощущение, что говорю с молодым, полным энтузиазма артистом, а ведь Владимиру Владимировичу к восьмидесяти, да он еще и нездоров. Накануне юбилея с ним случилось несчастье - на улице бегущий человек нечаянно толкнул так, что Владимир Владимирович упал и сломал правую руку. А ведь в юбилейном представлении у него ведущая роль.
Паганини со сломанной рукой
- Когда накладывали гипс, попросил, чтобы оставили пальцы - видите, могу шевелить, - рассказывает Кукушкин. - Да и гипс уже сняли, заменили лангеткой и повязкой. Я вот что придумал: надену на больную руку черную перчатку, а пальцами буду работать. Даже попробовал уже держать куклу в правой, будто она здоровая.
- Кукольник всегда работает правой?
- Почти всегда. Левую перегружать опасно, она близко к сердцу. Бывают куклы очень тяжелые - управляют два-три человека. Например, в Голову в "Руслане и Людмиле" влезало трое, чтобы она была как живая.
- Говорят, артисты относятся к куклам с особым почтением.
- Конечно. Я, например, мою руки перед тем, как взять куклу. Она чиста, это святая святых, помогает нам. Бывает, приходишь на спектакль больным, а отыграешь - и как рукой сняло. Даже зубную боль. В каждой кукле остается и энергия артиста, который с ней работал.
Петрушка, марионетка, тростевая
- А как вы увлеклись куклами?
- Лет в восемь организовал с дворовыми ребятами театр. Пришлось за свое увлечение и страдать. Когда мама возвращалась с работы и видела, что творится в комнате, я не раз был бит ремешком. Кукол делали из всего, что попадется: пробок, палок, в ход шли овощи - к примеру, картофелины необычной формы. Ставили, конечно, сказки, а было и из тогдашней жизни: встреча Петрушки с милиционером, который учил правильно переходить улицу. Я еще школу не закончил, когда началась война, и сбежал на фронт. Дважды был ранен, войну закончил под Берлином. Когда вернулся в Ленинград, еще хромал и ходил с палочкой. В таком виде и пришел в театр к Евгению Деммени. И хотя у него студия уже заканчивала обучение, он меня взял и учил сам. Деммени посвящал в тайны петрушечного искусства, а артистка Кадолова - марионеточного.
- В чем разница?
- Петрушка - это кукла, которую надевают на руку, действуют три пальца и запястье. А марионетка - на нитках. У петрушки и марионетки разные функции: марионетка романтичная, танцует великолепно, буквально летая по воздуху. Есть тростевые куклы, они управляются артистом снизу, тростями - у них свои особые повадки, к примеру, им хорошо удается широкий жест.
Когда я впервые увидел, как Кадолова взяла в руки Богатыря из "Сказки о мертвой царевне", и эта марионетка вдруг потянулась ко мне как живая, я был поражен! Да и любой человек, пришедший за кулисы, если с ним кукла просто поздоровается, на минуту становится ребенком. Один такой визит ускорил получение мной звания народного.
Закулисная история
- Театр регулярно ездил в Москву с отчетами. Привезли "Швейка" в постановке Виктора Сударушкина - успех потрясающий! Я играл главную роль. Приходит за кулисы начальник наградного отдела Министерства культуры: "Какой спектакль! А какой замечательный актер!". Наш директор Ксения Фадеевна Орлова возьми да и скажи: "Вот вы хвалите, а уже два года, как вам посланы документы на присвоение актеру звания народного". - "Неужели? Даю слово - через неделю будет народным". Так и случилось.
- А было соперничество между Театром кукол Сергея Образцова и вашим?
- Да вроде было. Мы как-то гастролировали в Театре эстрады - как раз напротив образцовского, шпалеры людей стояли: "Нет ли лишнего билетика?" Образцова, наверное, задевало. А привезли мы "12 стульев", в постановке Михаила Королева - это 1957 год, еще никто Ильфа и Петрова не играл.
...Знаете, так случалось часто: то, что в драматическом театре запрещалось, в кукольном проходило. Так с Шукшиным было, со спектаклем "До третьих петухов". Все-таки в кукольном исполнении все немного иначе звучит, да и потом, как же так - чиновник испугался куклы?
Но вернемся к Образцову. Как-то на Международном фестивале его спектакль получил только серебряную медаль. На следующий фестиваль - он проходил в Румынии - послали нас, и министр культуры Фурцева дала наказ без "золота" не возвращаться. Мы повезли спектакль братьев Чапек "В золотом раю". Играем - в зале такая тишина, а у меня ботинки оказались со скрипом, я просто исстрадался.
- А почему тишина?
- Это было совершенно неожиданное зрелище - политическая сатира. Да они не только сидели затаив дыхание, где надо - смеялись. По окончании - опять пауза, потом шквал аплодисментов. Началось нашествие за кулисы, какой-то итальянец сделал такой жест - выставил вперед ладонь и несколько раз дунул на нее. Переводчик "расшифровал" - не подкопаешься, мол, насколько здорово. В общем, привезли мы "золото". Мне довелось работать в театре со многими режиссерами: Михаилом Королевым, Виктором Сударушкиным, Александром Белинским, Аллой Полухиной.
- И все-таки патриархом кукольного театра считается Образцов.
- Да, но он мог бы гораздо больше сделать для нашего искусства. В Ленинграде в театральном институте была - не без участия вашего покорного слуги - открыта кафедра, и первый же выпуск оказался таким талантливым, что эти ребята возглавляют большинство кукольных театров страны.
- Каково ваше мнение о "Куклах" на НТВ?
- Я мало смотрел: Они имеют право на существование, но ведь там куклы - инструмент политической сатиры, не более того. На мой взгляд, к искусству театра это отношения не имеет.
Жаконя молодец!
- Передачи с Жаконей шли 15 лет, больше, чем самый длинный сериал. Дети верили Жаконе, потому что он был таким же, как они, - заблуждался, раскаивался и снова делал ошибки. Один человек, узнав, что это я играл Жаконю, сказал: "Спасибо вам за наше счастливое детство". У меня много наград - и военных, и трудовых, но эти слова - самое дорогое. Раз мы снимали сюжет на "Скороходе", и мне рассказали, что в одном из цехов работает парень, который не пропустил ни одной передачи. Познакомились, я на руке держу Жаконю, парень вдруг спрашивает: "А чем вы его кормите?" Я понял - или я в этот момент все разрушу, или: Моментально нашелся: "Он ест то же, что и я". Кстати, артисты нашего театра играли знаменитых Телевичка (Валерия Киселева), Паутиныча (Владимир Мартьянов). Куклы у людей вызывают такое доверие, что нас самих это поражает.
Смотрите также:
- Трагедия «маленького человека». Михаил Светин о детстве, карьере и кино →
- Андрей Князьков рад, что стал Бубликом →
- Как Мухомора сделали двоеженцем →