Такое впечатление, что все уличные музыканты в Хельсинки - наши люди.
"Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой:", - выводит трубач знакомую мелодию. Мужчина лет 50 стоит на трансформаторной будке, как на огромном постаменте, и трубит во всю силу легких. Кто-то проходит мимо, кто-то бросает в коробку у его ног монетки и смятые купюры.
Петербуржец Михаил - необыкновенный уличный музыкант. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире человек, который умеет играть на трубе, стоя на голове. Сей фокус он проделал в начале перестройки в Москве на Красной площади, играл "Интернационал". Говорит, что его слышал сам Горбачев. Сейчас этот цирковой трюк он готов повторить лишь за очень большие деньги. Впрочем, в этом нет нужды. Финны и так неплохо платят за его искусство. В репертуаре Михаила - 40 финских песен и несчетное количество русских. Живет у друга за 50 марок в день (это неправдоподобно дешево для Хельсинки). Свободен, как пташка небесная. Поиграет в Финляндии, потом двинет дальше в Швецию, а потом - на юг, во Францию. Его любимое место - Ницца. Там самая красивая природа и самый богатый народ. А до перестройки Михаил работал скромным музыкантом в одном из санаториев под Питером.
На эспланаде встречаем Галину Григорьеву. Она играет на аккордеоне. Галина - человек активный, успела окончить психологический факультет Ленинградского университета, была секретарем Советской социологической ассоциации, писала в первый феминистский журнал "Мария", родила семерых детей. Говорит, что ее всегда тянула открытая жизнь. В конце концов пришла к выводу, что самая "открытая" жизнь у уличного музыканта, "перелетающего" из страны в страну.
- Меня привлекает свобода, - говорит она. - Абсолютно ни от кого не завишу. Для меня уличный музыкант - это новая, интересная профессия. Она приносит деньги, которые дают возможность нормально существовать. Мы стремимся обогащать репертуар. Обидно, когда музыканты дудят или бренчат целый день "Подмосковные вечера", "Московские окна", "Замерзал ямщик", хотя финны очень любят эти мелодии. А у нас свой семейный театр.
Все Галинины дети очень музыкальны. Сыновья играют на аккордеоне, баяне и ксилофоне, дочка Наташа поет. Галина хочет заработать деньги на микроавтобус, чтобы путешествовать по Европе своим семейным театром. Впрочем, в Хельсинки она была только вдвоем с Наташей. Часть ее детей в Питере, часть - в разных европейских странах. Галина достает из кармана мобильный телефон. "Вот, все время общаемся".
Она охотно рассказывает, как живется уличным музыкантам в Финляндии.
Это самый разный народ - от самоучек, играющих на самодельной дудочке, до лауреатов международных конкурсов. Много "гастролеров" из стран Балтии. Им не нужно брать визы. Нашим сложнее. Галина, например, долго в Хельсинки не задерживается. Поживет несколько дней - и назад, в Питер.
- Когда приехали в Хельсинки в первый раз, ничего здесь не знали. Но умный человек пойдет в отдел информации на вокзале и все выяснит. Есть еврохостелы - дешевые гостиницы типа общежитий для молодежи. Тебе дают койку или номер. Это стоит примерно 80-120 марок. Сейчас Галина живет у знакомых. Она человек общительный, и их у нее масса.
В странах Евросоюза играть и петь на улице не считается трудовой деятельностью. Это приравнивается к хобби. А значит, уличное музицирование не облагается налогами и не требует лицензии. Кстати, Галина избегает выражения "зарабатывать". "Я играю, и мне дают деньги", - говорит она. Хельсинки - либеральный город. По сравнению с Данией, Швецией и Германией, где есть всевозможные ограничения, здесь очень человечная, мягкая полиция. Впрочем, есть вещи, к которым и финны нетерпимы. Например, если эксплуатируешь ребенка, они тут же сообщат куда следует. Так что зимой, в холода, Галина обходилась без дочки. Сама она человек закаленный: "морж", ей никакие морозы не страшны. Кстати, зимой можно заработать больше, чем летом. Финны ценят "морозоустойчивость" и доплачивают за нее. Галина даже приоткрыла "коммерческую тайну" зимних заработков - до 100 долларов в день. Ну а летом играть приятнее, зато конкуренция больше.
Среди русских музыкантов в Хельсинки есть очень колоритные персонажи. Например, в подземном переходе под привокзальной площадью поет "Высоцкий". Так же хрипло и очень похоже.
Смотрите также:
- Shangri-La в Петербурге. Музыкант Антон Малинен о себе и своем творчестве →
- «Смысловые галлюцинации»: Творчество – это психотерапия →
- Александр Рыбак: «Хочу выступать в России!» →