Столица, да не та...
Кстати, за образцами не надо и за границу ездить. Вот, например, в Москве масса парков, где можно получить все варианты карусельных удовольствий. В некоторых каждый год появляются десятки новых аттракционов. Тут тебе американские и водяные горки, и лазерный тир, и виртуальное кино, и куча экстремальных удовольствий. А уж более спокойных забав для детей и не сосчитать.
У нас же об этом речи нет - машины выпуска 20-30-летней давности крутятся в городских парках и садах. Столь популярных раньше Луна-парков все меньше, в прошлом году их в городе работало всего три, и, по признанию владельцев, дело это малорентабельное и постепенно умирающее. Самые острые ощущения сегодня можно получить в ЦПКиО, где работает аттракцион "Седьмое небо". И то возник он благодаря его создателю, местному "Кулибину" Александру Коженкову. Изобретатель, продав две своих машины и заняв денег, вложил 20 тысяч долларов и сам построил аттракцион. Почему же так все грустно?
Будучи в гостях в редакции "Аргументов и фактов", этому удивлялся и губернатор Владимир Яковлев. Особенно его расстроило госпредприятие "Ленаттракцион". "Как же так, - возмущался градоначальник, - все в мире на этом деньги зарабатывают, а организация убыточна, на дотациях сидит, и аттракционы у них все кривые да некрасивые". После того как эта гневная речь губернатора увидела свет, с нами связался директор участка "Ленаттракциона" в Таврическом саду Александр Шилигорский и рассказал о тяжелой судьбе прежнего монополиста развлечений.
Нелегкая жизнь по старинке
В советские времена тогда еще "Союзаттракцион" имел колоссальные барыши - миллионы рублей годового дохода. Потом началась перестройка, все развалилось, многие площадки были утеряны, другие перешли в ведение парков. На сегодня в Петербурге у "Ленаттракциона" осталось четыре площадки - ЦПКиО, Удельный парк, Луна-парк у метро "Ладожская" и Таврический.
"Ну что, видите где-нибудь кривые колеса, о которых губернатор говорил?" - встретил автора на площадке директор "таврических каруселей". Действительно, ничего такого замечено не было. Староваты, конечно, на таких я еще в детстве катался, но все чисто, покрашено и работает. По словам Александра Сергеевича, выступление губернатора крайне его расстроило:
- Мы не убыточны, есть даже прибыль, но небольшая, едва хватает на то, чтобы поддерживать технику в нормальном состоянии, а дотаций, о которых было сказано, мы лет тридцать не видели, - сказал он.
Новый импортный аттракцион среднего класса стоит сегодня 60-80 тысяч долларов. Понятно, что у самих аттракционщиков денег нет, и даже если б нашелся инвестор и дал денег на новую технику, то при их ценах (билет на самый дорогой автодром - 15 рублей) и количестве посетителей возвращать эти деньги придется десятилетку. "Вот бы Владимир Анатольевич, вместо того чтобы ругать, помог бы и закупил нам пару аттракционов", - сетуют карусельщики.
Пока же в Таврическом саду решили сыграть на ностальгии. Александр Шилигорский видит в своей площадке своеобразный уголок ретро-аттракционов, куда можно прийти и покататься на каруселях своего детства, привести детей и посадить на лебедя, на котором когда-то сам шорты протирал. Такие площадки, кстати, весьма популярны в Европе.
Впрочем, даже эти планы поставлены под угрозу. Как рассказали в Таврическом, недавно их и вовсе хотели выселить из сада, сделав на месте каруселей склад сыпучих материалов и хозяйственный двор. Пока удалось отбиться, но кто знает, что будет завтра. Конечно, "таврические" аттракционы можно назвать несовременными. Но, во-первых, на той площади, которую они занимают, ничего грандиозного и не разместить, а во-вторых, они востребованы. Сюда приходят люди с невысокими доходами, те, кому недоступны цены, требуемые новыми аттракционщиками Питера.
Новая волна
Таковые в городе тоже появились. Московская фирма с большим опытом в обустройстве аттракционов в парке Горького решила перенести свои знания и умение в северную столицу. У них уже есть площадки на проспекте Просвещения, у "Ленэкспо". Недавно начали осваивать Приморский парк Победы, где буквально за месяц были разобраны старые машины "Ленаттракциона" (их свезли в Удельный парк). На освобожденной территории ведутся капитальные работы, строители обещают, что к юбилею города мы "тако-ое уви-идим:" В "Ленаттракционе" москвичей иначе как "кобзоновскими" не называют, считая, что фирма эта имеет отношение к известному певцу, и с тоской говорят о том, что денег у них тьма.
Одно из главных отличий новых аттракционщиков, конечно, цены. За катание минимум - 30 рублей, но есть аттракционы и по полтиннику. Вероятно, именно такая ценовая политика позволяет говорить о том, что аттракцион средней сложности должен окупиться за 3-4 года. Однако новые центры пока далеки от того, чтобы стать аналогами западных огромных парков развлечений.
И если в богатой Москве создание таких центров возможно, то Петербург, по мнению экспертов, к этому еще не готов. Слишком низок уровень жизни большинства горожан, чтобы платить нормальные деньги за качественные аттракционы. По мнению специалистов, в ближайшие годы у нас будут развиваться центры районного уровня, по-простому и для простых. Все больше будет небольших площадок с батутами, надувными аттракционами и прочими маленькими радостями. Что же касается грандиозных проектов, то слабая надежда есть на 300-летие Петербурга. Ведь в первопрестольной немало новых центров развлечений появилось именно накануне 850-летия столицы. Может, и нам на праздник подфартит.
Смотрите также:
- Виктор Сафьянов: "Наше население выживет, но его надо учить" →
- Евгений Гришковец: «Мне стыдно каждый день» →
- Услышь свою Судьбу →