Зиновию Яковлевичу Корогодскому - Зяме или З.Я., как любовно называют знаменитого режиссера его ученики и поклонники, исполнилось 75 лет. Для многих поколений зрителей имя режиссера связано с расцветом ТЮЗа. Когда театром руководил Корогодский, он был одним из лучших в городе, билетики приходилось доставать ну почти как в БДТ. Активно работало детское "Делегатское собрание", ребята дневали и ночевали в театре. И сама помню, как мы шли после спектаклей вдохновленными, с ощущением, что прибавилось сил и жизнь прекрасна. Многие могут сказать: "Мы родом из ТЮЗа".
Ну а потом у режиссера отняли театр. И с тех пор ТАКОГО театра у петербургских ребят нет. Хотя Зиновий Яковлевич руководит "Театром поколений", в котором играют ученики его актерского класса из Гуманитарного университета. При театре действует Творческий центр "Семья" - Корогодскому удалось воплотить давнюю мечту о совместном воспитании искусством детей и взрослых.
...Мы встретились с Зиновием Яковлевичем после юбилейного вечера, который проходил в Большом зале Филармонии. Как поговаривали в кулуарах, этот вечер - что-то вроде покаяния города перед режиссером.
Сплошные шишки
- День рождения-то мой был 29 июля, так что это уже пятое чествование. Не вылезаю из праздника, пребываю в состоянии воодушевления, быть может, фальшивого, - посмеивается Зиновий Яковлевич. - Нужно сохранять иронию, чтобы не завысить самооценку. Склонен думать, что нужно осторожнее относиться к словам, славе, фанфарам - если были в жизни неприятности, то потому, что я оглох. Верить во все эти похвалы нельзя, тем более что успех часто оборачивается неприятностями. А если говорить о театре, успешный живет гораздо труднее, чем неуспешный.
- Чувствуется, что шишек вы в жизни набили.
- Вся моя жизнь - сплошное набивание шишек, то вознесет - ударит в потолок, то бросит - об пол.
- А к театральным интригам можно привыкнуть?
- Привыкнуть можно ко всему, даже к кандалам. Но то, что театр - сплошные интриги, это расхожее обывательское мнение. Какой-нибудь заводишко или овощная база могут удивить и потрясти вас больше. Все зависит от того, какой это театр, от внутреннего кодекса, по которому он живет. В Калуге, где я начинал, это был скромный, но чистый, возвышенный театр. В Калининграде, где уже стал главным режиссером, - сам задавал тон. Потом попал к Товстоногову, в мощно отлаженный коллектив. Сам мастер умел не только любить, но и быть очень строгим. Я был опекаем Товстоноговым, он и благословил в ТЮЗ. Мне тогда было 35.
В числе счастливцев
- А вы по характеру тоже очень строгий?
- Мне кажется, не очень, хотя есть люди, которые считают, что я злой, такой-рассякой. Вообще проблема плохого, тяжелого человека в театре есть - плох тот, кто работает без снисхождения к себе и к тем, кто рядом. А наверное, надо понимать, что не все способны на подвиг, на то, чтобы работать без выходных. Но знаете, в театре самые опасные не те, кто лучше, и даже не те, кто хуже, - их жизнь отсеет. Самые опасные - это болото.
- Вам удалось воспитать замечательную плеяду учеников...
- Моей целью было выращивание поколения, создание генерации, школы. Все это помаленьку удалось, поэтому я в числе счастливцев. "Любовь догадливее ненависти", это еще Герцен сказал, любовь созидает.
- Сегодняшние молодые отличаются от прежних?
- Все то же самое, та же инфантильность. Нет чувства, что "небоскреб рухнет", живут, будто бы все - о'кей. Я их корю, но молодые неадекватны времени, вне контекста с ним. И еще существует ложная самооценка - есть же на свете Плисецкая, а они довольны тем, как делают ученический батман. Смешно.
- У вас редкая профессия. Есть в ней недостатки?
- О недостатках трудно говорить, когда любишь. Минус может быть и достоинством, к примеру, сверхнагрузка. Или сверхкомпетентность. Или способность вести за собой, быть лидером. Профессия трудна, как высший уровень любой профессии. Но постижима, ею можно овладеть. А вот вырастить качества вожака, руководителя дано не каждому.
Вид из окна
- Я иной раз утешаюсь пейзажем за окном, Фонтанка умиротворяет и навевает творческие бредни. Времени воплотить не хватает, это, может, главная проблема жизни. Тревога, беспокойство, что уйду не доделав, вот только что набрал курс, пять лет их учить, в 80 обязан выпустить. Я стал еще интенсивнее жить, хотя кажется, уж некуда, сплю совсем мало. Возраст обязывает работать напряженнее. В силу странного печального оптимизма я к возрасту отношусь снисходительно. И вообще кажется, что я молодой, но когда в зеркале, хоть и редко, себя вижу, становится грустно.
...Силы мне прибавляет мой дом, он благоразумный и обаятельный, моя семья. Вот сейчас на юбилей приехал сын из Америки, он профессор, преподает в Университете сценический дизайн. Хотя родные меня запилили, что себя не щажу. Но отдыхать не умею, мне скучны всякие посиделки, тусовки, мероприятия вокруг картежного или бильярдного столов. Наверное, я в определенном смысле - усеченный, не весь спектр возможностей использовал.
Не для детей, а для людей
- Как вам сейчас живется?
- Лучше, чем раньше, потому что свободен. Ведь за всю мою режиссерскую карьеру не было этого никогда. Вызывали на ковер, цыкали, грозили пальчиком. Стал свободен, когда свобода мне уже в принципе не нужна...
- Как бы вы с высоты своего опыта сформулировали, чем детский театр отличается от взрослого?
- Сейчас о серьезном детском театре говорить трудно, потому что время поступило опрометчиво, и многие хорошие театры, в том числе мой, были разрушены. Но не устарело определение Брянцева, что "театр для детей - это расширенный в сторону взрослого". В детстве я видел "Бориса Годунова", "Коварство и любовь", ничему худому меня этот могучий классический репертуар не научил, наоборот, пробудил любопытство к миру, к жизни.
- В городе детских театров должно быть много?
- Пусть будет один, но хороший. Плохой опасен, прививает дурновкусие, примитив, мещанское представление о театре, который на самом деле - храм. Мы детей считаем маленькими, недоразвитыми, а на самом деле они во многом нас опережают, хотя бы потому, что свободны от предрассудков, штампов...
Смотрите также:
- Актёр Игорь Шибанов о воспитании юного поколения и культе денег →
- Лев Додин: "Театр - это история, из которой нет выхода" →
- Явор Гырдев нашёл «Приют» →