11 мая в «Приюте комедианта» состоится премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана. Это первая постановка пьесы в России.
И дебют в Петербурге известного болгарского режиссёра Явора Гырдева.
Кризис среднего возраста
- "АиФ-Петербург": Явор, как вы оказались в «Приюте комедианта»?
- Год назад в Болгарию мне позвонил руководитель театра Виктор Минков. И ещё прошлой весной я приезжал в Петербург на три дня, чтобы выбрать артистов.
Выбор был большой, и сейчас, во время репетиций, убедился, что нашёл именно тех, кого надо. Все работают с большой отдачей.
- "АиФ-Петербург": А как возникла пьеса «Канкун»?
- Пьесу предложил, потому что она созвучна нашему времени: занимается самоощущением современного человека в кризисе среднего возраста. У Гальсерана есть особый дар каким-то психоаналитическим образом раскрывать характеры персонажей, находить их чувствительные точки. Характер человека стал меняться в зависимости от обстоятельств, так же, как и ценности. Одни и те же люди могут в разных ситуациях оказаться консервативными или либеральными. При этом герои - не шизофреники, просто психике трудно удержать стабильность в стремительно меняющемся мире. Но у человека всегда есть желание достигнуть счастья.
- "АиФ-Петербург": Вы работали в очень сжатые сроки?
- На этот проект времени достаточно. Вот по англо-саксонской традиции на постановку такой пьесы уходит максимум четыре недели. А у нас было в два раза больше.
- "АиФ-Петербург": А откуда вы так хорошо знаете русский язык?
- В начальной школе у нас преподавательница была русской. Это помогло усвоить основы. Потом, во время перестройки, много смотрел ваше телевидение.
И читал «Аргументы и факты»! Русскую литературу всегда читаю в оригинале. А когда был студентом философского факультета, даже перевёл некоторые книжки.
- "АиФ-Петербург": Премьера спектакля - это для вас дикое волнение?
- Именно «дикое». Хотя, может, со стороны не всегда заметно. Стараюсь быть в зрительном зале, но в большинстве случаев нервы не выдерживают, выхожу.
Дух места
- "АиФ-Петербург": Остаётся ли у вас время познакомиться с городом?
- Я много хожу пешком, выбираю путь, на котором есть архитектурные достопримечательности. И у меня в телефоне есть программа, которая о них рассказывает. Конечно, был в Эрмитаже, Казанском соборе. Архитектурный пейзаж помогает ощущению гармонии. К тому же дело идёт к белым ночам. В десять вечера - ещё светло. А мне нужен свет.
- "АиФ-Петербург": Чтобы ставить в Петербурге, вам было важно познакомиться с его театральной жизнью?
- Я считал важным усвоить этот контекст. И посмотрел большое количество спектаклей в разных театрах. Конечно, хожу по рекомендациям. Вот только ещё не был на «Лебедином озере», но, находясь в России, нельзя обойтись без этой «достопримечательности»! (улыбается)
- "АиФ-Петербург": Считается, что петербургские театры - консервативны. А ваше впечатление?
- Мне кажется, что театр в Питере совершенно адекватный. Нет ощущения «старомодности». У каждого места есть свой дух, театр обычно ему соответствует. Это искусство зависит от места, где делается.
- "АиФ-Петербург": Очевидно, что вы находитесь в контексте российской жизни, ведь уже неоднократно бывали и работали в Москве. Процессы, происходящие в нашей стране, к примеру, растущий культ денег и потребления, похожи на то, что происходит в Болгарии?
- Многое похоже. Тот же противоположный у старшего и молодого поколения взгляд на болевые точки истории. Согласия в обществе нет. Но, оказывается, некоторые проблемы можно снять просто со сменой поколений.
А другие передаются, их надо преодолевать, что даётся с трудом. В Болгарии, как и в России, есть тенденция всё основывать на потреблении и удовольствии. Но мне кажется, она не будет слишком долгой. Я вот замечаю процессы в Европе, да и в Америке, которые показывают, что сам смысл такого существования начинает теряться. Я не такой уж пессимист по отношению к молодым.