Режиссер: Явор Гырдев
В ролях: Захари Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев
Наш рейтинг: 8.5
«Дзифт», снятый болгарским театральным режиссером Явором Гырдевым, представляет собой странную, но крайне симпатичную смесь нуара в духе старых американских фильмов 1940-ых годов и соцреализма. От нуара тут присутствуют: черно-белая картинка, детективная история, полная неожиданных поворотов и ударов в спину, когда их совсем не ждешь, харизматичный герой-мужчина, одинокий и романтичный, роковая женщина, которая делает мужчину еще более одиноким и романтичным…От соцреализма: панорамы социалистической Болгарии 1960-ых годов, местные «гэбэшники» и общий дух несвободы, из которой герой отчаянно хочет вырваться.
Сюжет во многом позаимствован из нуар-классики – фильма «Мертв по прибытии» Рудольфа Матэ. Молодой человек по кличке Мотылек досрочно выходит из тюрьмы, куда его посадили на 15 лет за убийство, которого он не совершал. Взял Мотылек вину на себя, чтобы спасти любимую женщину, Аду. После освобождения он планировал сбежать в Латинскую Америку, но в планы болгарского Остапа Бендера вмешался бывший вор-подельник, ныне – майор госбезопасности. Он повез Мотылька в баню, заставил раздеться догола и честно рассказать, куда же он спрятал бриллиант, из-за которого и случалась вся эта история с убийством, тюрьмой и роковой женщиной. С сюжетом все, конечно, ясно: тут особых открытий нет, «Дзифт» местами цитирует не только «Мертв по прибытии», но и другие фильмы, в которых главный герой, который то ли вот-вот умрет, то ли уже умер, совершает свое последнее путешествие, чтобы разобраться все-таки, кто его убил (предал, подставил и т.д.). За историей следить интересно, и отличная работа режиссера, оператора и актеров тому только способствует. Но сам по себе голый сюжет в «Дзифт» все же вторичен. Это очень многогранное кино, фильм со вторым дном, которое интересно нащупывать. Во-первых, поражает, конечно, стилистика, в которой смешаны главный герой, словно сошедший с экрана «Бригады» или «Бумера», коммунистическая символика эпохи застоя, советские песни («Смуглянка» и «Клен кудрявый», например) и джаз в ночном кабаре, прямо отсылающий к старым американским фильмам. Получилось, конечно, диковато, но крайне харизматично.
Во-вторых, «Дзифт» периодически напоминает сборник анекдотов, грубоватых, но точных. Тут уже фильм похож не на американское кино, а на советское и российское, которое частенько пытается говорить о сложных либо запретных темах посредством анекдотов. В своем последнем путешествии Мотылек сталкивается с массой необычных людей, и почти каждый из них считает своим долгом рассказать какую-то байку из реальной жизни. Получился этакий сборник житейской мудрости, которая подкрепляется массой новых афоризмов. Например, о том, что глаза для души – все равно, что горошины под простыней для принцессы: не дают покоя. А еще это черная комедия абсурда, в которой пресловутый бриллиант прячут то у негра в члене, то у русского эмигранта в заднице.
Кроме того, как и положено театралу, Явор Гырдев наполнил картину массой символов и красивых метафор.
Центральную мысль всех нуар-фильмов – о том, что во всем виновата женщина, олицетворяющая для мужчины вселенское зло – он иллюстрирует историей из жизни насекомых, а именно – богомолов. А жизнь самого героя сравнивает с полетом мотылька – процессом с виду почти хаотичным и бессмысленным. Всю дорогу Мотылек носит с собой стеклянный глаз, оставшийся от друга-сокамерника, и сгусток асфальта, черного, грязного и вонючего, тот самый дзифт, который многие используют как жвачку. Порой, даже кажется, что они для него важнее всего на свете. Это уже целый кладезь метафор и скрытых ассоциаций, которые, что важно, у каждого зрителя могут быть своими. Впрочем, что касается дзифта, то тут, конечно, все более менее ясно: зачастую наша жизнь – это и есть процесс однообразного жевания и пережёвывания какого-то дурно пахнущего дерьма, процесс сколь бессмысленный, столь и увлекающий, засасывающий своей ритмичностью и размеренностью. Тем более что даже в этом дерьме, порой, можно отыскать настоящий бриллиант…
ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА