Синдром Незнайки лечит кино

   
   

"Ваш ребенок в общем-то способный, но уж очень неусидчивый, все время вертится, отвлекает соседа по парте. Девочек за косички дергает постоянно. Вы поговорите с ним о дисциплине:" После таких слов учителя, как правило, непоседе грозит дома взбучка. И часто родители и педагоги даже не подозревают, что ребенка не воспитывать надо, а лечить.

Шило в одном месте

Еще недавно, если ребенок неусидчив, невнимателен, плохо учится и его постоянно склоняют на родительском собрании как главного возмутителя спокойствия, вывод делался простой - "шило у него в одном месте". Сегодня врачи говорят о том, что это болезнь, и называют ее дефицитом внимания, гиперактивностью (минимальной мозговой дисфункцией) или попросту - синдромом Незнайки, по аналогии с поведением главного персонажа книжек Носова.

"На самом деле ребенок и должен быть непоседой, шалить. Через шалости он получает необходимый жизненный опыт, - говорит директор Института мозга Святослав Медведев. - Весь вопрос в определении границ. Иногда ребенок просто физически не может сосредоточить внимание на объекте даже на короткое время и не способен контролировать свое поведение. Связано это с тем, что в определенных структурах мозга недоразвит механизм подавления действий. У каждого из нас бывают искушения. Едете вы в автобусе и вдруг хочется плюнуть на лысину какому-нибудь хаму, но вы понимаете, что делать этого нельзя. Работает механизм подавления. А если он недоразвит, то человек сначала делает, а потом думает, что же он натворил".

В общем, это уже диагноз. А болезнь надо лечить.

Карусель в голове

По оценкам врачей, до 15% современных детей страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. Двойками и плохим поведением в школе последствия не ограничиваются. Такие дети в семь раз чаще обычных попадают в автомобильные аварии. Они не могут адаптироваться в социуме, не подчиняются общепринятым нормам поведения, и, согласно статистике, 80% преступников страдали в детстве этим заболеванием. Кроме того, у детей с дефицитом внимания в 10 раз больше шансов стать наркоманами или алкоголиками.

"Эти дети постоянно находятся как бы на вращающейся карусели, - говорит заведующий лабораторией нейробиологии и программирования действий Института мозга Юрий Кропотов. - Действительность вокруг них смазана и расплывчата. А наркотик - это психостимулятор, он приводит систему контроля поведения в норму. Карусель останавливается, и все вокруг становится ясным и понятным. Подростки, приобщаясь к наркотикам, как бы занимаются самолечением. Естественно, слово "лечение" надо взять в кавычки".

Кстати, именно поэтому на Западе гиперактивность лечат при помощи психостимуляторов. Однако их применение вызывает массу побочных эффектов. "Под действием психостимуляторов ребенок теряет непосредственность, индивидуальность, это очень обезличивающие препараты", - говорит Святослав Медведев.

Сотрудники Института мозга разработали совершенно новую методику лечения мозговой дисфункции у детей, основанную на принципе обратной биологической связи.

Просто, как велосипед

Недоразвитость определенных структур мозга выражается в снижении определенных ритмов на электроэнцефалограмме. Если этот ритм выделить и вывести на экран монитора, то человек может научиться его контролировать. Задача пациента, к голове которого подключен электроэнцефалограф, - удержать кривую графика в верхней части экрана. Другой вариант - видеофильм: ослабил внимание - изображение расплывается.

"Через двадцать сеансов у больных восстанавливается нормальная работа мозга. Происходит его саморегуляция, и система контроля за действиями приходит в норму, - поясняет Святослав Медведев. - Никакой поддерживающей терапии впоследствии не требуется. Это все равно как учиться ездить на велосипеде. Учишься раз и на всю жизнь, и потом не можешь понять, как это раньше ты не умел этого делать".

Начинать лечение можно с 7-8 лет, когда ребенок уже должен контролировать свои действия. Если этого не произошло, необходима помощь врачей. Методика работает в 70% случаев. Это хороший результат, считают в институте, потому что стопроцентных методик не бывает в принципе. Процент излечения мог быть и выше, но, как утверждают ученые, часто выздоровлению мешают родители, привыкшие воспитывать непоседливое чадо при помощи крика и ремня. В итоге параметры мозговой деятельности меняются, а поведение остается прежним.

В настоящее время при Институте мозга организован Центр коррекции нарушения внимания и поведения. Однако принять всех желающих он, конечно, не в силах. "Мы все-таки не лечебное учреждение, - говорит Святослав Медведев. - Наша задача - фундаментальные научные исследования. Хорошо бы такие центры организовать в каждом районе города. Мы готовы делиться опытом и обучать специалистов. Сейчас наш институт участвует в городском конкурсе профилактики наркомании. Но чем он закончится, нам неизвестно".

P.S. О причинах, вызывающих у детей дефицит внимания и гиперактивность, известно не так много. Среди факторов, способствующих развитию этой болезни, ученые называют генетическую предрасположенность, тяжелую беременность, гипоксию при родах, воздействие внешней среды (особенно влияние на мозг тяжелых металлов) и неполноценное питание.

Смотрите также: