В преддверии Женского дня депутат Госдумы, председатель Санкт-Петербургского отделения партии "Развитие предпринимательства" Оксана Дмитриева рассказала об особенностях женской власти в России.
До матриархата далеко
- Оксана Генриховна, в Петербурге говорят о взрывной "феминизации" власти города, упоминаются и дамы-вице-губернаторы, и вторая женщина в ЗакСе Зоя Заушникова. Неужели женщины действительно "пошли во власть"?
- На самом деле, просто выправляется неестественная ситуация. В Госдуме сейчас около десяти процентов женщин, и это общая норма по стране. Так что среди 50 городских депутатов должно быть не две, а пять женщин. Что касается городской исполнительной власти, то и тут женщин было меньше, чем, например, в российском правительстве. Там на уровне заместителей министров много женщин, и они хорошо работают. Просто они не публичные фигуры и о них меньше знают.
- В чем же женщины-чиновники обгоняют мужчин?
- Они более добросовестны, более скрупулезны, более профессиональны. В отличие от многих мужчин, если женщина достигла высокого поста, то это результат не связей и знакомств, а именно ее выдающихся профессиональных качеств. Особенно женщины подходят для работы в социальной области. Они просто более разумные решения принимают.
- То, что женщины нечасто занимают высокие посты, - результат мужского шовинизма среди политиков?
- Нет, среди политиков этого как раз нет, а вот у избирателей стереотипы еще живы. При прочих равных люди всегда скорее выберут мужчину, а не женщину.
Депутатское "джентльменство"
- В Госдуме есть какое-то "женское единство"?
- Нет. Есть, конечно, женщины, с которыми у меня, например, общие политические взгляды. А так: К сожалению, женщины-депутаты даже не всегда голосуют в защиту женских интересов. Причем именно те, которые больше всех кричат про женское равноправие. Так что политика строится не по половому, а по партийному принципу.
- Как в Госдуме отмечают 8 Марта?
- Особенно никак. Селезнев говорит: "Поздравляем всех женщин с 8 Марта", и устраивается торжественный ужин. Тепло поздравляют те соратники, с которыми в Думе плотно работаешь, вместе борешься.
- А как обстоит в Думе с джентльменами?
- Знаете, в каждой Думе люди очень разные. Кто пришел из университета, а кто из криминалитета. Они и ведут себя соответственно. Помню, очень остро обсуждался один социальный вопрос, и у меня было письменное поручение отсутствующего коллеги проголосовать за него. Когда вопрос был поставлен на голосование, я пошла к его месту, и один депутат, тот, что не из университета, попросту набросился на меня с кулаками. Я вообще-то в прошлом человек достаточно спортивный, но решила этого не демонстрировать...
- У мужчин политика обычно забирает все свободное время. Остается ли у вас время на что-то еще кроме государственных забот?
- Ну, поскольку у меня сын родился, когда я была депутатом Госдумы первого созыва, то, наверное, остается - не святым же духом он появился. Сейчас все свободное время на него и уходит.
- Ваша политическая деятельность для домочадцев тяжелый груз?
- Думаю, они уже ничего другого и не помнят. Тем более сын. Он в своем шестилетнем возрасте, кстати, весьма просвещенный мальчик, всех знает, пытается сформировать свою позицию. Был очень возмущен отключением электричества у военных, внимательно следил за подъемом "Курска". Наверное, это нормально: дети музыкантов играют на скрипке, дети художников рисуют картины, а дети политиков смотрят новости.
- Много говорят о роли жен в жизни политиков, якобы они управляют нами, а жены ими. Это, по-вашему, действительно так?
- Знаете, в любой семье жена так или иначе влияет на мужа, чем бы он ни занимался. Особенно это относится к политике, где часто требуется помощь близкого человека. Политики больше всего боятся предательства соратников. А супруг или супруга - это тот человек, который, в общем-то, тебя никогда не предаст. Может, этим все и объясняется...
Смотрите также:
- Александр Юрьев: "Голос избирателя стоит 10 тысяч долларов" →
- Выборы для своих? Мнение эксперта →
- Избранник - это диагноз →