Почему звезды уезжают в Москву

   
   

В последние годы все больше питерцев оказывается в Москве - не только политиков, но и деятелей культуры. И если с потерей таких звезд, как Ольга Волкова или Николай Фоменко, мы по давности лет уже смирились, то более свежие исчезновения - Евгении Смольяниновой или Виктора Сухорукова - ранят.

Конечно, у каждого из артистов есть личные причины и сразу можно вынести за скобки общее - деньги в столице легче заработать, но хочется понять и другие закономерности, почему же город выталкивает таланты?

Нельзя быть пророком

Наверное, сказывается вечное - нельзя быть пророком в своем отечестве. Говоря проще, режиссеры артиста "не видят", не умеют "использовать". Для того же Сухорукова за годы работы в Театре комедии не нашлось ни одной значительной роли! А вот в Москве сам Олег Меньшиков пригласил в спектакль, после которого Виктора засыпали предложениями. И столичные режиссеры, и, будто проснувшись, питерские. Виктор рассказал такую историю: из Москвы он обычно прослушивает свой питерский автоответчик, так вот, там оказался голос нашего Семена Спивака, который звал Сухорукова в свой: московский спектакль! Спивак - еще одна возможная потеря, уже сезон он возглавляет не только наш Молодежный театр, но и Московский имени Станиславского.

О странностях московско-питерских отношений говорила как-то Светлана Крючкова, мол, когда она жила в белокаменной, активно приглашали сниматься на берега Невы. Стоило перебраться в Питер, работу здесь как отрезало, стала ездить в Москву. Кстати, последнюю драматическую театральную роль актриса готовила в столичном Театре имени Гоголя. (Репетиции были прерваны сердечным приступом, прямо со сцены Светлану увезли в больницу, но, к счастью, она вновь возвращается к работе.)

В московских антрепризах играли или до сих пор подвизаются Олег Басилашвили (на днях он выйдет из больницы, в которой лежал с переломом ноги в результате автокатастрофы), Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Зинаида Шарко, Сергей Мигицко. В Питере у них мало новых ролей, а в Москве понимают, что такие мастера не должны пропадать, они интересны публике, значит, на них можно заработать. И хотя такие спектакли редко раскрывают новые грани таланта, выход на сцену необходим артисту как воздух. В такой же степени необходим и дополнительный заработок, на мизерных питерских театральных окладах ноги протянешь.

Спасибо голубой мафии

Питер несет потери и в легком жанре. Иногда кажется, что тот или иной коллектив распался, а он живехонек, просто работает в основном в Москве. Это касается, к примеру, "Колибри". Марина Капуро вынуждена жить на два дома, снимает квартиру в столице, потому что там больше работы. У лидера группы "Ленинград" Сергея Шнурова сейчас вообще все проекты в столице, московские кинорежиссеры наперебой просят написать музыку к фильмам.

Отток талантов вскоре станет еще большим - Филипп Киркоров и Алла Пугачева затеяли грандиозный мюзикл "Чикаго", многие наши уже ездили пробоваться. Вот и Марика Тамаш со своим уникальным балетом "240 тонн" задумала поучаствовать в кастинге. А ведь когда-то не последовала сердечному совету Бориса Моисеева: "Приезжайте в Москву, и все у вас будет!" Осталась танцевать в Мюзик-холле, но вот в последнем спектакле "240 тонн" и вовсе не заняли. Выступать негде. "В нашем городе нет шоу-бизнеса в широком понимании, отсутствует прослойка жанров, которая находится между низким кабаком и возвышенным театром - я имею в виду кабаре, варьете", - говорит Марика. Мюзик-холл с легкостью расстался и с замечательным балетмейстером Давидом Авдышем. С голоду-то Давид не умрет, потому что его талант ценят лучшие фигуристы мира, делал программу Евгению Плющенко. Уедет ли в Москву? Есть надежда, что останется, потому что, по слухам, хореографам-натуралам (в смысле сексуальной ориентации) в столице делать нечего, все схвачено голубой мафией.

Исполнители современного танца держатся в Питере только за счет энтузиазма, в нашем городе и учиться-то в этом смысле негде. Вот в Москву приезжают и дают мастер-классы хореографы, которые ставят движение мировым знаменитостям, в Питер их не заносит никогда.

В столичных жерновах

Часто вопрос, оставаться или уезжать, действительно вопрос жизни и смерти, потому что в стоячем питерском болотце можно сгинуть без следа. Но в Москве подстерегает другая опасность: столица перемалывает, стирает индивидуальность, артисты растрачивают накопленные дома идеи, исхалтуриваются. Геннадий Ветров ушел в "Аншлаг" и стал как две капли воды похож на его старожилов, за ужимки и прыжки которых стыдно, а Юрий Гальцев вовремя притормозил, решил себя не тиражировать. Столица все больше стремится к развлечениям, многие наши знаменитости как огня боятся переезда, из-за того что все силы уйдут на тусовки.

Неразрешимое противоречие: здесь нет работы, там будешь работать под диктовку богатого продюсера. Может, они такие богатые, потому что мы такие бедные? Мы их и талантами, и идеями подпитываем.

Единственная сфера, где дадим Москве сто очков вперед и куда за честь почитают попасть столичные звезды, - опера и балет, Маринский театр. Премьер Большого Николай Цискаридзе открыто заявлял, что пока его театр будет на ремонте, он вообще не хочет танцевать в столице, за счастье почел бы выступать в Петербурге. В Академию молодых певцов приезжают поступать москвичи, молодая Екатерина Семенчук уже стала восходящей звездой нашего, да и мирового театра.

...Питер становится отличным плацдармом не только для переезда в Москву, многие коллективы, как известно, стартуют прямо в Европу. Впрочем, это уже другая история.

Смотрите также: