"Я повела своих детей 14 и 16 лет на оперу. Это было впервые, они никогда не желали ничего слышать об опере. И вот каким-то чудом уговорила пойти на "Богему" в театр "Зазеркалье". Дети просидели весь спектакль, не шелохнувшись! С самого начала их поразило, что дирижер Павел Бубельников спустился на сцену сверху, по винтовой лестнице, а потом не только стоял за пультом оркестра, но и принимал участие в действии. Нельзя ли узнать, учился ли он в театральном институте, нужны ли дирижеру актерские способности?" Галина Маляева
Музыкальный руководитель "Зазеркалья" Павел Бубельников рассказал:
- В театральном институте я не учился, но считаю, что если дирижер обладает актерским дарованием, это значительно облегчает его контакт со слушателем. Конечно, общего правила тут нет. Кому-то кажется, что актерские проявления не обязательны, но мне такая манера представляется скучноватой. А вот яркий артистизм Юрия Темирканова притягателен еще и тем, что через него проявляется драматургия произведения.
Своеобразной школой для меня стала оперная студия Консерватории, где мой отец был дирижером, и уже с трех лет я слушал "Пиковую даму", "Гальку", "Фауста". Тогда и определились два кумира - дирижирование и актерство. Приходя домой, ставил пластинки с записями опер и пытался выразить руками все, что слышал; или гримировался, рисуя себе морщинки, чтобы соответствовать возрасту персонажа. Сохранилась фотография, где я, закутанный в старый плащ и в треуголке, сделанной из газеты, изображаю Германна из "Пиковой дамы".
...Оригинальная идея постановки "Богемы" художественного руководителя нашего театра Александра Петрова, кстати получившего за эту работу высшую театральную премию Петербурга "Золотой софит", пришлась мне по вкусу не сразу. Во-первых, я боюсь высоты, и до сих пор, спускаясь на сцену по шаткой винтовой лестнице, думаю, что не стоит начинать спектакль, свалившись оркестрантам на голову... Главное ноу-хау постановки также не вселяло оптимизма. Музыканты размещаются на сцене, а не в оркестровой яме, певцы стоят спиной и к оркестру, и к дирижеру. И это при сложнейших ансамблях Пуччини, постоянных изменениях темпа, настроений: Пришлось музыкантам так выучить этот спектакль, как - я могу утверждать - ни один другой оркестр.
В своих постановках мы всегда стараемся быть понятными публике разных возрастов. И наша "Богема" подтверждает это. Мы бываем рады, когда в зал приходят и дети, и взрослые, и когда наши спектакли заставляют их общаться друг с другом. Детям очень важно, чтобы с ними больше разговаривали. Знаю по себе. Если бы в свое время меня не привели в театр и не объяснили все, что меня тогда интересовало, то, может, не суждено было бы сегодня отвечать на ваши вопросы.
Смотрите также:
- Карьера и магия. Лауреат «Золотого софита» - о жертвах профессии и опере →
- Как страдают аристократки? Катажина Мацкевич – об опере и России →
- Сергей Стадлер: «Мы живем в музыкальном мусоре» →